Введение в психолого-педагогическую деятельность. Смотреть страницы где упоминается термин принцип конфиденциальности

Принципы психолого-педагогического исследования

Введение в психолого-педагогическую деятельность. Смотреть страницы где упоминается термин принцип конфиденциальности

В методологическом знании особенно важную роль играют принципы и требования к исследовательской деятельности.

Разница между принципом и требованием заключается в том, что принцип должен иметь более глубокое и развернутое научное обоснование (выражать способ достижения целей на основе учета объективных закономерностей) и носить более обобщенный характер (быть применимым к исследованию всех ситуаций в данной сфере). Принцип всегда обязателен для исполнения.

Принцип объективности

Основополагающим принципом любого научного исследования является методологический принцип объективности.

Он выражается во всестороннем учете порождающих то или иное явление факторов, условий, в которых они развиваются, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объектах, предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов. Принцип объективности диктует требование доказательности, обоснования исходных посылок, логики исследования и его выводов.

Принцип сущностного анализа

Соблюдение этого принципа связано с соотнесением в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного изменения. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него — к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов.

Педагогический процесс сложен, многофакторен и динамичен по своей природе. Поэтому важным требованием явления необходимость учета непрерывного измерения, развития исследуемых элементов и педагогической системы в целом.

Функции многих элементов в процессе развития существенно меняются, а отдельные из них переходят в свою противоположность. Например творческие задания, повторенные на том же уровне сложности, превращаются в репродуктивные, детальные инструкции, из средства развития могут превращаться в препятствия, сковывающие развитие более высоких уровней самостоятельности и инициативы.

Многообразие влияний и воздействий различных факторов на психолого-педагогические процессы требует выделения основных факторов,  которые определяют результаты процесса, установления иерархии, взаимосвязи основных и второстепенных факторов в изучаемом явлении (например  установлено, что микросреда, сфера личностного общения и взаимовлияние сверстников в процессе неформального общения оказывают определяющее влияние на подростков, что приводит к изменению укоренившихся представлений о возможностях школы и целесообразных сочетаний прямых и косвенных воздействий на формирование личности школьника).

Генетический принцип

Для психолого-педагогических исследований важно соблюдение генетического принципа, сущностью которого является рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования другим (качественно иным), например выяснение генетических и социальных предпосылок возникновения индивидуальных и психологических особенностей человека в онтогенезе.

Принцип единства логического и исторического

При организации психологического исследования следует учитывать то, что сами психические явления непрерывно изменяется.

 С генетическим подходом также связан принцип единства логического и исторического, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта(генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития. Исторический анализ возможен только с позиций определенной научной концепции, на основе представлений о структуре и функциях тех или иных элементов и отношений, а теоретический  анализ несостоятелен без изучения генезиса(происхождения, становления) объекта. Из этого принципа вытекает требование преемственности, учета накопленного опыта, традиций, научных достижений прошлого.

Принцип концептуального единства

Одним из общих научных принципов является принцип концептуального единства исследования, ибо если исследователь не защищает, не проводит последовательно определенной концепции, вырабатывая ее сам или присоединяясь к одной из существующих, ему не удается осуществить единство и логическую непротиворечивость подходов и он неизбежно соскальзывает на позиции эклектики. Этот принцип внутренне противоречив, принятые исходные положения проверяются, развиваются, корректируются в ходе поиска, а в случае необходимости и отбрасываются.

Системный подход

Системный подход основан на положении о том, что  специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана прежде всего с характером взаимодействия между элементами.

В процессе системного анализа выясняются не только причины явлений, но и воздействие результата на породившие его причины. Существует пять положений, помогающих устанавливать свойства системных объектов и их совершенствования.

Принцип целостности

Следует обратить внимание на необходимость целостного подхода к образовательным системам- то есть, соблюдения принципа целостности висследовании и очень осторожного подхода к вычленению в целях специального изучения отдельных сторон, элементов, отношений психолого-педагогического процесса.

Структуру воспитания и обучения можно характеризовать как динамическую. Целостное изучение комплексного явления педагогического процесса, предполагает очень осторожный подход к формализации, введению строго выраженных показателей и зависимостей, математизации отдельных компонентов и всего процесса.

Психолого-педагогическое исследование всегда комплексно, многоаспектно предполагает привлечения большого количества специалистов-психологов, социологов, врачей, педагогов и т.д. Из целостного подхода к изучению педагогического процесса вытекает требование сочетания аспектного, под определённым углом зрения, анализа с многоаспектностью, многоплановой интерпретацией результатов.

Деятельностный подход

Деятельностный подход является также конкретно-научным методологическим принципом. Он выражается в стремлении исследователей использовать положения теории деятельности в методике и интерпретации результатов.

Исследуется реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, который обеспечивает решение определённых жизненно важных задач. Человек выступает как активное начало, как субъект взаимодействия, выполняющий определённую последовательность разного рода действий, в том числе психических.

Все функциональные возможности психики включены и соподчинены решению задач осуществленной деятельности.

Источник: http://psyvsem.ru/obshchaya-psihologiya/principy-psixologo-pedag.html

Смотреть страницы где упоминается термин принцип конфиденциальности. Конфиденциальность информации

Введение в психолого-педагогическую деятельность. Смотреть страницы где упоминается термин принцип конфиденциальности

Основные этические принципы деятельности психолога.

Этические принципы призваны обеспечить:

Решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

Защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;

Сохранение доверия между психологом и клиентом;

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалификационной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7.

Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицами (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие).

7.

Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

(Важным принципом практической психологии является умение хранить в тайне все, что происходит во время сеанса.

Деятельности практического психолога, как и многим другим видам деятельности свойственна профессиональная тайна – следование правилу, согласно которому определенная информация может быть известна только узкому кругу специалистов.

Этого требуют интересы клиента, а также интересы самого психолога, вызывает доверие к специалисту и способствует установлению продуктивных отношений.

Первым пользователем психологической информации является клиент, он имеет право решать, кому она может быть доступна. Относительно ребенка такое решение принимают родители.

Однако, и в отношении родителей следует соблюдать этот принцип, даже если они явились инициаторами обращения за помощью ребенку.

В некоторых случаях родителей необходимо подготовить к принятию такой информации во избежание нанесения вреда ребенку.

В то же время конфиденциальность имеет свои границы, и о них следует предупредить клиента в начале работы.

Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психолог примет меры для ее предотвращения.

А это может потребовать вмешательства других лиц и разглашения информации. Например, психолог не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве, преступлении или побеге ребенка из дому.

О возможности обсуждать проблему клиента с коллегами, прежде всего с супервизором, также сообщается на начальной стадии работы. Особого рассмотрения требует проблема конфиденциальности при работе в группе. Психолог отвечает за формирование таких групповых норм, которые могли бы создать атмосферу доверия, когда происходящее в группе не выходит за ее рамки).

Главный вопрос: «Кому и как сообщать результаты тестирования?» Информация по поводу результатов обследования ребенка обсуждается только в профессиональных целях и только с людьми, которые включены в комплексную медико‑психолого‑педагогическую помощь ребенку.

Конечно, о результатах психологического обследования нужно сообщать родителям, но в форме, свободной от специальных терминов и профессионализмов. Родителям не важны конкретные оценки IQ,для них гораздо полезнее информация о западающих и сохранных сторонах интеллекта ребенка.

В случае, например, сообщения родителям о сниженных интеллектуальных возможностях их ребенка необходимо сделать акцент на положительных сторонах, компенсаторных возможностях, путях коррекции и развивающих программах. Сообщать подобную информацию следует в деликатной и щадящей манере и только персонально родителям.

При этом не следует давать письменных заключений по результатам тестирования на руки родителям, воспитателям, учителям, так как нельзя предусмотреть, как эти результаты могут быть использованы в дальнейшем и не навредит ли это ребенку.

Письменные заключения могут выдаваться только по официальному запросу какой‑либо организации (школы, суда, исправительного учреждения и т. д.). Это заключение должно соответствовать конкретной цели и нести в себе соблюдение правила «не навреди» по отношению к ребенку.

При сообщении любой связанной с проведением тестирования интеллекта информации необходимо учитывать особенности ее получателя. Это относится не только к общеобразовательному уровню человека и его познаниям в области психологии, но и к его предполагаемой эмоциональной реакции на такую информацию.

Вообще, вопрос о сообщении результатов тестирования требует большой предусмотрительности и осторожности.

Если результат сообщается правильно и принимается психологически, то этот процесс сам по себе является психотерапевтическим и психокоррекционным, если же психолог допускает ошибки, то сообщение результатов тестирования в лучшем случае оказывается бесполезным.

Все поведение психолога должно быть направлено на создание атмосферы доверия у родителей и ребенка. В основе доверительных отношений лежат безусловное уважение психолога к ребенку и его родителям.

Родители должны почувствовать, что психолог искренне заинтересован в оказании помощи их ребенку, что у него нет других целей, кроме этой цели. Психолог не может допустить прямой критики действий родителей по отношению к своему ребенку.

Любой намек на неправильное воспитание ребенка в семье может привести к сильной психологической защите и невозможности вследствие этого наладить контакт с родителями, а значит, закроет путь для откровенного обсуждения всех психологических проблем.

Психолог в своей работе с родителями должен постоянно стремиться к тому, чтобы родители стали его союзниками в оказании психологической помощи ребенку.

Особая осторожность требуется при общении с родителями, имеющими детей с ЗПР и умственной отсталостью. Такие родители тяжело переживают и эмоционально реагируют на любое неосторожно высказанное психологом слово.

Психологу нужно доступно рассказать родителям об особенностях их ребенка, объяснить, как нужно заниматься с ним и на что следует обратить внимание. При этом необходимо учитывать специфику каждой семьи, чтобы советы не оказались для родителей трудновыполнимыми и у них не возникло ощущения беспомощности.

Еще одним важным моментом конфиденциальности является вопрос о защите личности испытуемого. Психодиагностические результаты используются в научных сообщениях или публикациях только тогда, когда идентичность испытуемых соответствующим образом замаскирована.

Психолог отвечает перед обследуемыми за их информированность о границах конфиденциальности. Только после разрешения допускается раскрывать в публикациях идентичность испытуемых.

Психолог также несет ответственность за обеспечение конфиденциальности при сохранении экспериментальных результатов.

Таким образом, тестирование интеллекта детей – это не формальное измерение IQ,оно требует профессионализма психолога, его умения не только проводить само тестирование, подобрав для каждого возрастного этапа соответствующие методики, но и сделать из его результатов адекватные выводы с учетом данных смежных специалистов.

К сожалению, в практической работе приходится часто встречаться с легковесным подходом к тестированию интеллекта детей.

При прохождении производственной практики студенты‑психологи приносят какой‑либо тест, неизвестно откуда взятый, с множеством ошибок в описании способов обработки и интерпретации данных, чему способствует распечатывание тестов интеллекта во многих популярных изданиях.

В результате тестировать детей начинают и воспитатели детских садов, и учителя, и родители. При этом приходится встречаться со случаями, когда ребенок буквально натренирован на выполнение теста Векслера, что делает невозможным адекватное определение уровня его интеллектуального развития.

Успех психологического консультирования во многом зависит от того, как складываются терапевтические отношения между клиентом и психологом. Основа этих отношений – доверие.

Благодаря ему клиент делится с психологом тем, что ему важно и дорого, открывает свои переживания.

От того, как специалист распорядится полученной в ходе консультирования информацией, иногда зависит благополучие и здоровье не только клиента и его семьи, но и других людей.

Приведем наглядный пример. Виктория, 22 года, семь из них по настоянию мамы ходит к психологам. Симптомы – повышенная тревожность, приступы страха, сопровождающиеся удушьем. «Прихожу на сеанс просто «поболтать», ни о чем.

Зачем я буду открывать душу психологам? Они потом все рассказывают моей маме! Я и не знала, что имею право на конфиденциальность!» Семь лет Виктория мучилась, испытывая приступы острой тревоги, семья девушки тратила деньги впустую, тревожное расстройство хронифицировалось – все потому, что консультирующие ее психологи нарушали принцип конфиденциальности.

В результате подобных действий могут быть разрушены семьи, нанесен урон карьере и здоровью, обесценены результаты работы, да и сама идея психологического консультирования. Именно поэтому конфиденциальность присутствует во всех этических кодексах психологов и психотерапевтов.

Первый этический кодекс психологов

Первый этический кодекс психологов разработан авторитетной организацией – Американской психологической ассоциацией, его первая редакция появилась в 1953 году. Этому предшествовала пятилетняя работа комиссии по этическим нормам, на которой разбиралось множество эпизодов поведения психологов с точки зрения этики.

Согласно кодексу, психологи должны защищать конфиденциальную информацию, полученную от клиентов, и обсуждать вопросы ее защиты в начале терапевтических отношений, а если в ходе консультирования обстоятельства изменились, вновь вернуться этому вопросу.

Конфиденциальная информация обсуждается только в научных или профессиональных целях и только с лицами, имеющими к этому отношение. Раскрывать информацию без согласия клиента можно лишь в ряде случаев, прописанных в кодексе.

Основные моменты такого раскрытия связаны с тем, чтобы не допустить нанесения вреда самому клиенту и другим людям.

Среди практикующих психологов в США очень популярен и этический кодекс Американской ассоциации консультантов.

В сша за нарушение можно поплатиться лицензией

«Согласно этическому кодексу Американской ассоциации консультантов, публикация случая возможна только после того, как клиент прочитал текст и дал письменное разрешение либо детали изменены до неузнаваемости, – говорит Алена Прихидько, семейный терапевт.

– Консультант должен обсудить с клиентом вопрос, кто, где и когда будет иметь доступ к конфиденциальной информации. Также психотерапевт обязан получать разрешение клиента на то, чтобы обсуждать его случай с родственниками.

Вынос случая в публичное пространство без разрешения грозит как минимум штрафом, максимум – лишением лицензии.

Психотерапевты в США дорожат своими лицензиями, ведь получить их непросто: необходимо сначала закончить магистратуру, потом 2 года отучиться в интернатуре, сдать экзамены, проходить супервизии, знать законы и этические кодексы. Поэтому сложно себе представить, что они будут нарушать этический кодекс и без разрешения описывать своих клиентов – например, в социальных сетях».

А как у нас?

В России пока не принят закон о психологической помощи, нет общего для всех психологов этического кодекса и крупных престижных психологических ассоциаций, которые были бы на слуху.

Российское психологическое общество (РПО ) попыталось создать единый этический кодекс психологов. Он опубликован на сайте общества, и им руководствуются входящие в РПО психологи. Однако пока РПО не имеет большого авторитета среди профессионалов, далеко не все психологи стремятся стать членами общества, большинство ничего не знает об этой организации.

В этическом кодексе РПО о конфиденциальности в консультативных отношениях сказано немного: «Информация, полученная психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий». Понятно, что психолог и клиент должны согласовать условия разглашения конфиденциальной информации и далее придерживаться этих договоренностей.

Получается, что в России среди психологов нет единого понимания принципов профессиональной этики

Этические кодексы психологов, созданные на уровне российских ассоциаций по направлениям психотерапии, также обязательны к применению только членами ассоциаций. При этом у некоторых ассоциаций нет своих этических кодексов, а многие психологи не входят ни в какие ассоциации.

Получается, что на сегодня в России среди психологов нет единого понимания принципов профессиональной этики. Зачастую профессионалы очень поверхностно понимают этические принципы

Источник: https://art4soul.ru/prestupleniya/smotret-stranicy-gde-upominaetsya-termin-princip-konfidencialnosti-konfidencialnost-informacii/

Законы и акты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: