Требования промышленной безопасности к устройству. Промышленная безопасность опасных промышленных объектов: правила и требования. Правовая регуляция сферы промышленной безопасности

Содержание
  1. Требования промышленной безопасности
  2. Основные требования
  3. Требования к строительству опасного производственного объекта:
  4. Требования организации при эксплуатации опасных производственных объектов:
  5. Соблюдение правил промышленной безопасности и охраны труда при эксплуатации опасных производственных объектов – Блог по охране труда
  6. Правовое регулирование обеспечения промышленной безопасности и охраны труда
  7. К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся:
  8. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
  9. При этом работник обязан:
  10. К основным условиям безопасной работы относятся следующие требования:
  11. Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов
  12. Что такое опасный производственный объект
  13. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте
  14. Закон о промышленной безопасности ОПО
  15. Требования к эксплуатации опасного производственного объекта
  16. Требования промышленной безопасности при возникновении аварии на ОПО
  17. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности
  18. Декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов
  19. Кем утверждается декларация промышленной безопасности?
  20. Что содержит декларация ПБ?
  21. Внесение изменений в декларацию ПБ
  22. Куда направить ДПБ?
  23. Производственный контроль за соблюдением требований ПБ
  24. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности
  25. Паспорт безопасности опасного объекта
  26. Новый закон о промышленной безопасности
  27. Обзор проекта нового закона
  28. Замечания к проекту

Требования промышленной безопасности

Требования промышленной безопасности к устройству. Промышленная безопасность опасных промышленных объектов: правила и требования. Правовая регуляция сферы промышленной безопасности

/ Требования промышленной безопасности

При проектировании опасных производственных объектов обеспечивается контроль качества проектной документации и авторский надзор за соблюдением проектных решений в процессе строительства опасных производственных объектов.

При разработке проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, сохранение и ликвидацию опасного производственного объекта, в соответствующих разделах проектной документации, необходимо учитывать требования на всех этапах проектирования и принимать необходимые меры для обеспечения промышленной безопасности, предотвращения несчастных случаев, а также локализации их последствий с необходимыми обоснованиями и расчетами;

Основные требования

  1. Меры по предотвращению аварий и локализации их последствий, как на самом проектируемом объекте, так и в результате аварий на других объектах в том же районе, где и расположен проектируемый объект;
  2. Разумные и достаточные решения для обеспечения промышленной безопасности с учетом повышенной сложности геологических и гидрогеологических условий строительства, сейсмичности, оползневых и других явлений;
  3. Для опасного производственного объекта классов опасности I и II в проектной документации разрабатывается декларация промышленной безопасности;
  4. Проектная документация и внесенные в нее изменения подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с правилами проведения экспертизы промышленной безопасности.

Требования к строительству опасного производственного объекта:

  • принятие решения о начале строительства, расширения, реконструкции опасного производственного объекта только при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации;
  • невозможность отступления от проектной документации в процессе строительства;
  • контроль качества строительных и монтажных работ;
  • контроль состояния технической базы и технических средств строительства и монтажа;
  • приемка опасного производственного объекта в эксплуатацию по окончании строительства;
  • разработка специальной технологической документации для пусконаладочных работ.

Соответствие построенных и реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации. устанавливается путем заключения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный надзор за строительством в соответствии с законодательством Российской Федерации о развитии города.

Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта осуществляется в порядке, установленном статьей 55 Градостроительного кодекса. В этом случае он проверяется:

  • готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта;
  • готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии;
  • наличие договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение ущерба в результате аварии на опасном объекте.

Требования организации при эксплуатации опасных производственных объектов:

  • выполнять требования промышленной безопасности, установленные к эксплуатации опасных производственных объектов законодательными и иными нормативными правовыми актами, и нормативными техническими документами, принятыми в установленном порядке;
  • представлять сведения, необходимые для регистрации объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с требованиями, установленными Госгортехнадзором России;
  • допускать работу на опасном производственном объекте лиц, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к работе;
  • Обеспечить доступность и функционирование необходимых устройств и систем управления производственными процессами в соответствии с установленными требованиями, а также выполнить установленные требования по хранению опасных веществ;
  • в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами, разработать декларацию промышленной безопасности;
  • заключить договор страхования рисков для ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • предотвращать проникновение несанкционированных лиц в опасное производственное помещение;
  • организует и осуществляет контроль производства в соответствии с Правилами организации и осуществления промышленного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
  • планировать и осуществлять меры по локализации и ликвидации последствий аварий, помогать правительственным учреждениям в расследовании причин аварий;
  • заключать договоры об оказании услуг с профессиональными спасательными службами (образованиями) и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные спасательно-спасательные подразделения и аварийно-спасательные команды из числа работников;
  • иметь резервы финансовых ресурсов и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
  • Обучать работников в случае аварии или инцидента;
  • создавать и поддерживать в надлежащем состоянии системы мониторинга, предупреждения, связи и поддержки в случае аварии;
  • принять участие в техническом расследовании причин аварий, потере взрывчатых материалов на площадке, расследовании несчастных случаев на производстве в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативных документах Госгортехнадзора России;
  • вести учет несчастных случаев, инцидентов, несчастных случаев на работе, анализировать причины несчастных случаев, инцидентов, несчастных случаев на производстве, принимать меры для предотвращения и устранения причин;
  • своевременно предоставлять государственным органам информацию об авариях, инцидентах и несчастных случаях на производстве, причинах их возникновения и принятых мерах;
  • соблюдать порядок и условия использования технических устройств на опасных производственных объектах, предусмотренных в Правилах применения технических устройств на опасных объектах, утвержденных постановлением правительства № 1540 от 25 декабря 1998 года;
  • Обеспечить запись и хранение взрывчатых веществ в установленном порядке (для организаций, эксплуатирующих средств, которые используют, хранят и транспортируют взрывчатые вещества, утвержденные Госгортехнадзором России на основе соответствующих выводов специализированных организаций);
  • осуществлять контроль за производством, который является частью системы управления промышленной безопасностью, путем осуществления комплекса мер, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации, а также предотвращения аварий на этих объектах и обеспечения готовности к локализации и ликвидации их последствия.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, ее территориальные органы и должностные лица в соответствии с законодательно установленными полномочиями контролируют выполнение требований.

Источник: https://www.ExpertPro96.ru/trebovaniya_pb/

Соблюдение правил промышленной безопасности и охраны труда при эксплуатации опасных производственных объектов – Блог по охране труда

Требования промышленной безопасности к устройству. Промышленная безопасность опасных промышленных объектов: правила и требования. Правовая регуляция сферы промышленной безопасности

Промышленная безопасность и охрана труда тесно взаимосвязаны, так как обеспечивают сохранение здоровья и безопасности работников.

Основная цель промышленной безопасности — предотвращение и/или минимизация последствий аварий на опасных производственных объектах (ОПО), т.е.

разрушений сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Основная цель охраны труда — сохранение жизни и здоровья работников.
В жизни вполне возможны аварии, которые не причиняют вред жизни и здоровью работников, и, наоборот, вред жизни и здоровью работников может быть причинен без аварий.

Правовое регулирование обеспечения промышленной безопасности и охраны труда

Промышленная безопасность предусматривает создание условий труда и производства, при которых сведен к минимуму риск возникновения внештатных ситуаций, в частности, аварий, которые могут нанести вред не только персоналу организации, но и обществу, а также окружающей среде (вредные выбросы в атмосферу и т. д.).

Основной нормативный документ, требования которого необходимо соблюдать, — Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Согласно определению в ст.

1 «промышленная безопасность опасных производственных объектов — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий».

Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории России.

К опасным производственным объектам относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются или уничтожаются:

  1. воспламеняющиеся вещества;
  2. окисляющие вещества (например, кислород);
  3. горючие вещества;
  4. взрывчатые вещества;
  5. токсичные вещества;
  6. вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды;
  7. используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа (0,7 атм) или при температуре нагрева воды более 115 град.;
  8. используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
  9. получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
  10. ведутся горные работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

На опасных производственных объектах запрещено применение технических средств (оборудования), не имеющих разрешения Ростехнадзора.

Отнесение производственных объектов к категории опасных производится организацией, эксплуатирующей эти объекты, по результатам их идентификации в соответствии с перечнем типовых видов опасных производственных объектов, который разрабатывается Ростехнадзором.

Эксплуатация опасных производственных объектов предполагает обязательное наличие лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности. Без экспертизы эксплуатация опасного производственного объекта не допускается и проводят ее только организации, имеющие лицензию.

К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся:

  1. проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта;
  2. изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
  3. проведение экспертизы промышленной безопасности;
  4. подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ ТК РФ закрепляет право работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и возлагает обязанности по их обеспечению на работодателя. В ст.

219 ТК РФ четко сформулировано, на что имеет право работник. При этом подчеркивается, что государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст.

220 ТК РФ).

Ответственность за жизнь и здоровье работника несет работодатель, который обязан обеспечить работнику здоровые и безопасные условия труда, но и работник сам обязан выполнять необходимые требования: при необходимости применять средства индивидуальной защиты, носить на работе спецодежду и спецобувь, соблюдать технику безопасности, сообщать руководству о возникновении опасных ситуаций и др.

Порядок обеспечения безопасного труда на опасных производственных объектах.
Обеспечение безопасности и охраны труда на рабочем месте для персонала является главным приоритетом любой организации и неотъемлемой частью подхода к устойчивому экономическому развитию. При этом главной целью является работа без аварий и происшествий.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  1. соблюдать положения Федерального закона от 21 июля 1997 г.

    № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями и дополнениями), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;

  2. иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;
  3. обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
  4. допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
  5. обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

При этом работник обязан:

  1. выполнять только ту работу, которая ему поручена, при условии, что безопасное выполнение ее хорошо известно.
  2. выполнять правила внутреннего трудового распорядка.
  3. правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.
  4. соблюдать требования охраны труда.

  5. немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания (отравления).
  6. проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда.
  7. проходить обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными нормативными правовыми актами
  8. уметь оказывать первую помощь пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях.
  9. уметь применять первичные средства пожаротушения.

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ регулирует отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте . Законом определены опасные объекты, размеры страховых сумм и выплат потерпевшим, а также размеры компенсационных выплат, требования к страховщикам и к заключаемым ими договорам обязательного страхования ответственности.

В случае причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте эксплуатирующая организация или иной владелец опасного производственного объекта, ответственные за причиненный вред, обязаны обеспечить выплату компенсации в счет возмещения причиненного вреда.(ст. 17.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ).

К основным условиям безопасной работы относятся следующие требования:

  1. правильный подбор специалистов, обязанных обеспечить отвечающую соответствующим требованиям безопасную эксплуатацию объектов повышенной опасности;
  2. хорошая теоретическая и практическая подготовка, высокое профессиональное мастерство, прочные знания производства, обслуживаемой техники, технологических процессов и требований норм охраны труда, обеспечивающих высокопроизводительный и безопасный труд. Выполнение этого условия должно обеспечиваться системой инструктажа, обучения и назначения кадров, предусмотренных соответствующими положениями;
  3. определение специальным положением (с учетом местных условий), конкретного перечня основных обязанностей в области охраны труда: руководителя и главного инженера предприятия, их заместителей, главных специалистов, начальников цехов и отделов, всех других специалистов и их соблюдение;
  4.  полное соответствие зданий, сооружений, рабочих мест, оборудования, машин, оснастки, инструмента, всех других средств производства и технологических процессов требованиям соответствующих норм охраны труда, государственных стандартов и технических условий. Важнейшая мера в решении этого вопроса — плановая, настойчивая работа по постоянному развитию технического прогресса на основе достижений науки и техники, передового опыта, совершенствованию культуры и эстетики, имеющих решающее значение для создания комфортных и безопасных условий труда, предупреждения аварий и несчастных случаев;

Безусловно, важнейшим определяющим условием безопасной работы является высокий уровень состояния охраны труда.

Организация обязана четко соблюдать все требования, предъявляемые к эксплуатации опасных производственных объектов соответствующими нормативными правовыми актами и техническими документами, что является залогом безопасного труда.

by HyperComments

Источник: https://www.unitalm.ru/blog/sobljudenie-pravil-promyshlennoj-bezopasnosti/

Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов

Требования промышленной безопасности к устройству. Промышленная безопасность опасных промышленных объектов: правила и требования. Правовая регуляция сферы промышленной безопасности

Работа на объектах повышенной опасности связана с риском для человека. На таких предприятиях необходимо применять меры, для предотвращения несчастных случаев и уменьшение их последствий.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов защищает человека от возможных рисков. С момента разработки проекта до полного прекращения работы, соблюдение этих условий спасает от нежелательных ситуаций.

Что такое опасный производственный объект

Потенциально опасный объект — участок производства, строительная площадка, цех, где для работы применяется:

  • вещества повышенной опасности;
  • тяжёлое оборудование;
  • механизмы для подъёма груза.

На опасных производственных объектах можно предотвратить тяжёлые ситуации, если в точности соблюдать технику безопасности. Предприятия, которые эксплуатируют объекты повышенной опасности, придерживаются следующих условий:

  1. Наличие документов на использование производственных площадей.
  2. Укомплектованный штат.
  3. Допуск квалифицированных лиц с медицинским свидетельством.
  4. Обучение специалистов вопросам безопасности.
  5. Техническая документация.
  6. Бесперебойная работа контрольных приборов.

Эксплуатация опасных производственных объектов осуществляется квалифицированным персоналом, подтверждающим навыки аттестацией. Создаются комиссии по устранению последствий аварийных ситуаций. Законодательством РФ для экстренных случаев установлен план действий:

  1. На момент аварии деятельность предприятия приостанавливается.
  2. В регионах устраняются последствия.
  3. Сотрудничество с органами, расследующими факты катастрофы.
  4. Выявить факторы, приведшие к аварийной ситуации.
  5. Информирование уполномоченных учреждений.

Техникой безопасности установлены строгие правила деятельности на объектах магистральных трубопроводов, осуществляющих перевозки нефтепродуктов, газов и взрывоопасных элементов.

Ситуации возникновения аварий на радиационно-опасных объектах происходят из-за попадания в атмосферу радиоактивных элементов. Происходит это при авариях на ядерных станциях и прочих энергетических катастрофах.

Советуем почитать:  Способы производства и сырье для биодизеля

Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте

Технику, эксплуатируемую на опасных объектах, предварительно оценивают или проводят экспертизу. Экспертная оценка проводится:

  • до использования техники;
  • после окончания срока её эксплуатации;
  • нагрузка выше установленного значения;
  • техника служит более 20 лет;
  • после капитального ремонта;
  • если оборудование работает на газовом объекте.

Нормами определён план применения техники без технологической экспертизы. Это разрешение действует, если соблюдены технологические параметры.

Закон о промышленной безопасности ОПО

ФЗ о промышленной безопасности опасных производственных объектов определяет основы, которые обеспечивают эксплуатацию без риска. Закон направлен на профилактику аварий различного рода, готовность предприятия своевременно ликвидировать и локализовать последствия сложившейся ситуации.

Требования к эксплуатации опасного производственного объекта

К основным правилам эксплуатации ОПО относятся:

  • исправность оборудования;
  • наличие лицензии;
  • уведомление о чрезвычайной ситуации соответствующие органы;
  • укомплектованный штат;
  • контроль на производстве;
  • экспертиза промышленной безопасности помещений и оборудования;
  • вход посторонних на объекты запрещён;
  • хранение опасных веществ;
  • договор страхования граждан на случай причинения вреда после катастрофы по типовому образцу;
  • приостанавливать работу объекта;
  • правила безопасности химически опасных производственных объектов.

Требования промышленной безопасности при возникновении аварии на ОПО

Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых работают люди, используется оборудование, защищают целое производство от серьёзных неприятностей. При произошедших авариях комиссия проводит техническое расследование, но предварительно выполняются мероприятия:

  • ликвидировать последствия;
  • обеспечить средства оповещения и связи;
  • анализ предпосылок аварий.

При смертельно несчастном случае действия организации подпадают под положения Трудового кодекса. На ОПО создаётся комиссия, которая расследует причины случившихся происшествий, проводятся мероприятия:

  1. Тщательный осмотр и фиксация аварийного места, составление протокола.
  2. Вызов представителей МЧС.
  3. Оценка обстановки и ситуации.
  4. Фиксация любых нарушений производственного процесса.
  5. Проверка исправности оборудования на момент аварии.
  6. Средства защиты рабочих.
  7. Проверка квалификации участников.

Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности

Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов определяет федеральный орган, имеющий полномочия в этой области производства. За безопасную работу на опасных участках этот орган выполняет функции контроля и надзора. В его обязанности входят: согласование, координирование действий с соответствующим исполнительным учреждением.

Декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов

Разработка обоснования безопасности фиксируется в документе, в котором определены основные требования при происшествиях на производстве. В декларации содержится перечень вероятных ситуаций, аналитическую информацию и прочие факты. В декларации указаны обоснования, выполнение которых защитит предприятие от любых рискованных ситуаций.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов в соответствии с законодательством обеспечивает меры предотвращения аварии.

Если всё же катастрофа произошла, документ обоснует методы локализации критической ситуации, а также быстро устранит её последствия. Это обязательный документ для предприятий с 1 и 2 классом опасности.

Декларацию разрабатывает специальная проектная организация, стоимость её составляет от 35000 руб., а на изготовление идёт от 20 дней.

Кем утверждается декларация промышленной безопасности?

Декларацию может утвердить директор предприятия, который несёт ответственность за корректность информации, за соответствие информации действительности.

Что содержит декларация ПБ?

  • титульный лист;
  • информация о разработчике;
  • описание участка повышенной опасности;
  • список тяжёлой техники и опасных- веществ;
  • меры предосторожности;
  • графическое отображение опасных объектов.

Внесение изменений в декларацию ПБ

Периодически документ изменяется или обновляется. Это происходит при таких обстоятельствах:

  • через 10 лет от даты её согласования;
  • внедрение технологий;
  • повышение объёма опасных веществ;
  • условия работы изменены;
  • данные в документе и результаты проверки не соответствуют.

Куда направить ДПБ?

Разработанную и оформленную Декларацию согласовывают с генеральным директором или руководителем предприятия. Технический документ отправляется на экспертизу,далее в Ростехнадзоре её утверждают и вносят в реестр.

Зарегистрированная Декларация действительна в течение 10 лет, если технология процессов остаётся неизменной. За отсутствие на предприятии Декларации ПБ при проверке начисляется штраф, это считается административным правонарушением.

Производственный контроль за соблюдением требований ПБ

Для соблюдения правил безопасности на ОПО организован и осуществлён контроль, в функции которого входят:

  • аналитическая экспертиза;
  • координация действий, предупреждающих аварии;
  • испытания технического состояния различных устройств.

Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности

Несоблюдение условий безопасности, невыполнение лицензионных условий влечёт за собой административный штраф:

КатегорииСумма штрафа, руб.Дополнительное взыскание
на граждан2000-3000
должностным лицам20000-30000отстранение от должности на срок 6-12 месяцев
юридическим предприятиям200000-300000приостановление деятельности на 90 дней

За отсутствие страхового полиса, невыполнение предписания соответствующего учреждения, контролирующего промышленную безопасность — административный штраф.

КатегорииСумма штрафа, руб.Дополнительное взыскание
должностным лицам30000-50000
юридическим лицам400000-500000

Нарушения правил производства некоторых запрещённых опасных отходов, транспортировка и хранение, в результате которого создалась угроза причинения вреда здоровью человека или окружающей среде, наказание предусматривает штраф в размере до 200 000 руб. или ограничением свободы до 2 лет.

В результате невыполнения правил безопасности, повлекшие отравление, заражение или загрязнение окружающей среды, штраф предусмотрен в размере от 100 до 300 тысяч рублей. А если в результате погибает человек, то наказание может быть в виде лишения свободы на срок до 8 лет.

Паспорт безопасности опасного объекта

Типовой паспорт безопасности опасного объекта при необходимости можно обновлять. Паспорта на разных производствах отличаются. В паспорте указывают сведения о степенях риска, случаях травматизма и аварийности, предлагают диаграммы и ситуационный план.

В паспорт безопасности опасного объекта внесены показатели, значения которых предупреждают рискованную ситуацию. Соответствие данных величин гарантирует безопасность выбрасываемых веществ в атмосферу.

Заявление об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта, и сам документ передаётся в контролирующий орган. Паспорт составляют на начало календарного года, в дальнейшем информация корректируется и дополняется.

Паспорт согласовывают по месту объекта.

Соблюдение правил безопасности защитит организацию и сотрудников от внештатных ситуаций. Главное условие безопасности на предприятии — соблюдение её требований. Аварии происходит по недосмотру, бесконтрольности и халатности людей. На объектах повышенной степени опасности каждый участник технологического процесса должен быть внимательным и бдительным, чтобы предотвратить несчастный случай.

Источник: https://bezotxodov.ru/jekologija/promyshlennaja-bezopasnost-opasnyh-proizvodstvennyh-obektov

Новый закон о промышленной безопасности

Требования промышленной безопасности к устройству. Промышленная безопасность опасных промышленных объектов: правила и требования. Правовая регуляция сферы промышленной безопасности

07.04.2020

Последние поправки к Федеральному закону №116 о промышленной безопасности начали действовать в 2019 году.

Уже тогда было ясно, что частичных изменений недостаточно: необходим новый нормативный документ, разработанный с учётом всего накопленного опыта и требований международного законодательства. Проект такого документа появился в 2020 году.

На стадии обсуждения его внимательно изучили эксперты и представители крупных компаний, их замечания отражены в тексте.

Напомним, что предыдущий коренной переворот в законодательстве, регулирующем область промбезопасности, произошёл в 2013 году. Новая редакция ФЗ-116 позволила внедрить риск-ориентированный подход. В законе закрепили классификацию промышленных объектов по степени опасности и систему аттестации экспертов, а систему разрешений на применение технических устройств отменили.

Теперь введены понятия, которых в прежнем законе не было: например, аудит промышленной безопасности. Экспертизу промышленной безопасности заменили техническое освидетельствование и техническое диагностирование технических устройств. Есть и другие значимые нововведения.

Планируется, что закон вступит в силу 1 января 2021 года. Его положения распространятся на деятельность всех организаций, связанных с опасным производством, на территории РФ и на территориях, подпадающих под юрисдикцию РФ.

Обзор проекта нового закона

Первая статья заявляет областью правового регулирования промышленную безопасность (ПБ), а небезопасную эксплуатацию опасных производственных объектов (ОПО), как ранее.

Из второй статьи следует, что ПБ – это состояние защищенности промышленных объектов, обеспеченное технически и организационно. У ПБ есть определённые характеристики: стабильные параметры технологического процесса, сведенная к минимуму опасность аварии или инцидента, отсутствие угроз для жизни и здоровья, а также для имущества, если авария или инцидент всё же произойдут.

Как видим, внимание теперь сосредоточено на промышленном объекте, а это болееёмкое понятие, нежели «опасные производственные объекты».

В понятие «авария» теперь вошли: неконтролируемое разрушение зданий (ранее говорилось только о сооружениях ОПО), горных выработок, буровых скважин, передвижных технических устройств (ранее упоминались только технические устройства, применяемые на ОПО), падение их отдельных частей или недопустимая деформация. Как и прежде, сказано о неконтролируемых взрывах, горении, пролившихся металлических расплавах, выбросе опасных веществ. Добавлены загазирование или затопление горных выработок.

Конкретно названы последствия аварий: смерть, тяжкий вред здоровью, крупный ущерб, нарушен технологический процесс, загрязнение окружающей среды значительно превысило норму.

В законе закреплены два важных момента. Первый: необходимость технического расследования аварий на опасных технических устройствах и при ведении работ с взрывчатыми материалами промышленного назначения. Второй: к техническому расследованию аварий можно привлекать организации научно-технической поддержки, подчиненные федеральному органу исполнительной власти в области ПБ.

В понятие инцидента было решено включить все прочие отказы и повреждения, которые не привели к аварии.

Одно из базовых понятий закона – организация, эксплуатирующая ОПО. Это понятие расширили за счет иностранных юридических лиц, действующих на территории РФ.

Теперь рассмотрим очерченную законом деятельность, выделяя новые её виды.

Первыми названы действия, которые меняют состояние ОПО. Как и в прежнем ФЗ, это проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация, ликвидация.

Также названы действия с техническими устройствами, применяемыми на ОПО: изготовление, применение, монтаж, наладка, обслуживание, ремонт. Добавлены модернизация, замена и вывод из эксплуатации.

Отдельно оговорены действия с передвижными техническими устройствами: изготовление, применение, монтаж, наладка, обслуживание, ремонт, модернизация, консервация и вывод из эксплуатации. (Перечень таких устройств содержится в Приложении 2 к данному закону). Также отдельно говорится о сварочных работах на ОПО при ремонте и обслуживании передвижных технических устройств.

Ещё один вид деятельности – технические освидетельствование и диагностирование всех упомянутых устройств.

Далее идут: аудит системы управления промышленной безопасностью; обследования технического состояния зданий и сооружений ОПО; применение взрывчатых материалов промышленного назначения; маркшейдерские работы.

Аудитор в области ПБ даёт независимую оценку деятельности на ОПО. Он должен обладать специальными познаниями и подтвердить эти познания соответствующей аттестацией.

Замечания к проекту

Некоторые участники обсуждения предложили разграничить понятия «собственник ОПО» и «организация, эксплуатирующая ОПО», а также «собственник передвижного технического устройства» и «организация, эксплуатирующая устройство». Смысл предложения очевиден: следует разделить между собственником и эксплуататором обязанности за деятельность на объекте (с устройством) и ответственность за её последствия.

С другой стороны, вызвало вопросы разделение понятий «организация, эксплуатирующая ОПО» и «организация, эксплуатирующая передвижные технические устройства». Напрашивается неверный вывод о неопасности грузоподъемных машин и передвижных котельных установок, включенных в список упомянутых устройств.

Путаница смыслов возникла также из-за нового термина «грузоподъемные машины», заменившего «подъемные сооружения». Перечень грузоподъемных машин взяли из третьего пункта Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013.

При обсуждении проекта звучали предложения о другом, более исчерпывающем определении: стационарно установленные и самоходные грузоподъемные машины.

К категории передвижных технических устройств, согласно проекту, относятся машины, которые можно перемещать без – далее невразумительно – «несоразмерного ущерба их назначению». Формулировка требует пояснения и уточнения.

В перечне технических устройств упоминается аппаратура. Но, например, контрольно-измерительные приборы и автоматика, которые можно назвать аппаратурой, не являются техническими устройствами. Другой момент: не хватает перечня потенциально опасных технических устройств, которым можно руководствоваться при подаче сведений для регистрации ОПО.

Формулировку «техническое перевооружение ОПО» признали недостаточно корректной.

В проекте сказано о действиях, которые меняют технологический процесс на ОПО: использование новой технологии, полная или частичная автоматизация, модернизация или замена применяемых технических устройств.

Критики проекта считают, что необходимо сделать акцент на комплексе мер по переоснащению производства. Эта формулировка очень важна для предприятий, эксплуатирующих ОПО. В нынешнем виде она затруднит экспертизу документации при техническом перевооружении ОПО.

Перейдём к системам безопасности на ОПО. Существует документ, названный обоснованием безопасности ОПО, где собраны все результаты оценки ОПО с точки зрения рисков и угроз.

То есть, там учтены и риск аварии, и возможные её последствия, перечислены условия безопасной эксплуатации ОПО, требования к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации.

Этот документ даёт основания для контроля безопасности на данном объекте.

Согласно старому закону, организация, эксплуатирующая ОПО, должна была создать и содержать в пригодном состоянии специальные системы на случай аварии: для наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий. Таково было требование статьи 10, где говорилось о локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

Теперь каждый собственник ОПО фактически обязан финансировать разработку и внедрение системы для дистанционной проверки: такой системы, с помощью которой Ростехнадзор сможет следить за работой ОПО в режиме реального времени.

В перспективе онлайн-мониторинг заменит надзорные проверки ОПО, а те компании, которые сейчас установят систему для слежения, уже и сейчас будут избавлены от проверок и подачи сведений об организации производственного контроля (за соблюдением требований ПБ).

По мнению многих заинтересованных предприятий, установка подобных систем должна быть только добровольной.

Дело в том, что необходимое оборудование и программное обеспечение стоят дорого, для предприятия это будет дополнительная финансовая нагрузка, которая в итоге скажется на потребителе: расходы предприятия влияют на стоимость продукта.

Критики совершенно справедливо говорят о переносе ответственности с органа власти на собственника ОПО, тогда как функцию контроля должен обеспечить орган власти, а не собственник ОПО.

Вызвала замечания формулировка о вспомогательных горноспасательных командах. По мнению критиков, эта формулировка содержит избыточные требования. Создание упомянутой команды не целесообразно для организаций, которые добывают, например, песок и гравий в карьерах, бурят скважины и т.п.

Экспертизу ПБ заменили техническим диагностированием и освидетельствованием. Это верное решение. Сейчас экспертизу проводят, как правило, с одной целью: продлить срок службы технических устройств, зданий и сооружений.

Однако перед этой процедурой положено провести техническое диагностирование (ТД). По сути, одну и ту же оценку приходится произвести дважды.

После вступления в силу нового закона можно будет продлевать или не продлевать сроки эксплуатации на основании результатов ТД.

https://www.youtube.com/watch?v=Xo1kLHRlAcM

Притом специалист, аттестованный в экспертизе ПБ, пока – в переходный период – может заменять указанного новым законом специалиста по ТД.

Важное дополнение: при получении разрешения на новые взрывчатые вещества и изделия на их основе необходимо провести экспертизу этих веществ.

По предложению Ростехнадзора, орган исполнительной власти в области промышленной безопасности сможет устанавливать требования к изготовлению, хранению, транспортированию и применению взрывчатых материалов промышленного назначения в той части, которую не регулирует ТР ТС «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе».

Об аудите системы управления промышленной безопасности: следует понимать, что заказчик проводит такую процедуру добровольно и за свой счёт. Зато если учесть результаты аудита, составляя ежегодный план проверок и подготовки рекомендаций по устранению нарушений, это позволит избежать надзорных мероприятий и санкций за их нарушения.

Напоследок скажем о новых терминах. В тексте проекта содержатся определения этих терминов, в том числе есть определение маркшейдерских работ, однако не разъяснены следующие значимые термины: здания и сооружения, обследование зданий и сооружений, специалист по обследованию зданий и сооружений ОПО, прочие подобные.

Возврат к списку

Источник: https://ctbs.info/school/articles/rules41/

Законы и акты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: