Территориальные воды балтийского моря. Правовой режим территориальных вод. Справка. Сочетание методов установления исходных линий

Внутренние морские воды: понятие, особенности, правовой режим

Территориальные воды балтийского моря. Правовой режим территориальных вод. Справка. Сочетание методов установления исходных линий

Мы уже начали говорить о различных типах морских пространств, сегодня речь пойдет о внутренних морских водах. Они входят в состав внутренних вод государства, являются частью его территории, как и суша, особенно важно помнить, что они подчиняются его законам.

Понятие внутренних морских вод

Общее определение термина «внутренние морские воды» звучит следующим образом: это водное пространство, расположенное между исходными линиями и берегом государства и являющегося его частью.

Исходные линии, от которых отсчитываются морские пространства, бывают двух видов:

  • нормальные – совпадающие с линией наибольшего отлива, зафиксированной на официально опубликованных картах прибрежного государства. Эти линии используются в случаях, когда речь идет об обычном пологом береге;
  • прямые – их проводят путем соединения выступающих в море точек побережья, если оно неровное, извилистое, имеет много заливов и т.д.

В состав внутренних морских вод входят:

1.Воды портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки постоянных сооружений порта: причалов, гидротехнических сооружений и т.д.

К таким водам относится, прежде всего, акватория морского порта, т.е. то морское пространство, которое отделяют от других частей моря условные прямые линии, соединяющие самые дальние точки причалов или других сооружений, но только при условии, что они являются статически постоянными. Например, буй или временный рейд — таковыми не являются.

2.Воды заливов, бухт и лиманов, берега которых полностью принадлежат прибрежному государству, и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.

Согласно положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере — в соотношении к ширине входа в него, что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега.

Углубление не признается заливом, если его площадь меньше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление. Если ширина входа в залив превышает 24 морские мили, то линия указанной длины проводится внутри таким образом, чтобы ею было отграничено большее водное пространство.

3.Исторические воды – заливы, бухты, лиманы с неограниченной шириной входа.

Основанием для включения «исторических» вод во внутренние служат три фактора: во-первых, если над этими водами прибрежное государство осуществляло суверенитет на протяжении длительного времени, и никто не может  доказать обратного; во-вторых, если эти воды имеют важное и особое экономическое, оборонное и стратегическое значение для данной страны; в-третьих, если имеет место молчаливое признание большинства государств.

Характерным примером «исторического» залива России является залив Петра Великого на Дальнем Востоке. Принадлежность залива Петра Великого (до линии, соединяющей устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотным) к национальным внутренним водам была подтверждена еще в 1901 г.

в Правилах морского рыбного промысла в территориальных водах Приамурского генерал-губернаторства и в соглашениях между Россией и Японией по вопросам рыболовства 1907, 1928 и 1944 гг. Границы внутренних вод бывшего СССР в заливе Петра Великого были уточнены в 1957 г.

в постановлении Совета Министров СССР5 , в котором указывалось, что плавание иностранных судов и полеты иностранных самолетов в водах залива Петра Великого и в воздушном пространстве возможны  над ними — только с разрешения компетентных властей СССР, кроме случаев захода иностранных судов в открытый для международного судоходства порт «Находка» и выхода из него.

«Историческими» объявлены заливы Бристольский, Форт-оф-Форт, Мори-Ферт, Консепшн, Шало (Великобритания), Гудзонов (Канада), Канкаль (Франция), Гесаликский, Делавэр, Монтерей, Чесапикский, Санта-Моника (США). Ширина входа в некоторые из таких заливов может быть весьма значительной.

Так, ширина входа в Бристольский залив достигает 100 миль. Государство вправе распространять режим внутренних вод и на «исторические» моря.

Например, воды Белого моря являются внутренними морскими водами Российской Федерации до линии, соединяющей Канин Нос и Святой Нос, расстояние между которыми составляет 82 морские мили.

4.Воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий.

Если побережье является сильно изрезанным или извилистым, для отсчета морских пространств, как мы говорили выше, применяются прямые исходные линии. Все морское пространство, которое отсекается данными линиями и остается между ними и полосой берега, будет относиться к этой категории.

Правовой режим внутренних морских вод

Так как внутренние морские воды являются частью территории государства, то они находятся под полным его суверенитетом. Соответственно, на них распространяется административная, гражданская и уголовная юрисдикция страны, которой они принадлежат.

Это же касается и любого судна, которое находится во внутренних морских водах или в порту этого государства.

Исключение составляют только военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях: даже во внутренних водах другого государства их они остаются частью территории страны, под флагом которой ходит судно.

Как правило, прибрежные государства стараются не осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении иностранных морских судов. Тем не менее — этого невозможно избежать в случае, если:

  • преступление затрагивает безопасность прибрежного государства или его граждан;
  • преступление связано с незаконным оборотом наркотиков;
  • сам капитан судна или консул государства флага обратились за помощью к властям прибрежного государства.

Во время пребывания в иностранных портах все судна обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе, по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режимов, взыскания портовых сборов и т.п.

Следует отметить, что правовой режим, установленный во внутренних морских водах, охватывает не только права прибрежного государства в этих водах, но и права и обязанности иностранного судна во время его пребывания в таких водах.

 Такого рода корреспондирующий характер прав и обязанностей иностранного судна и прибрежного государства заключается в том, что судно и экипаж (во время его пребывания в порту) имеют право на защиту со стороны законов прибрежного государства и обязаны соблюдать эти законы.

Правовой режим морских портов регулируется законодательством прибрежного государства. Обычно он получает подробное отражение в специальных сводах правил, которые называются Обязательными постановлениями по порту.

На определение правового статуса внутренних морских вод наряду с законодательством прибрежного государства существенное влияние оказывают и международные договоры.

К числу наиболее важных из них можно отнести Конвенцию по облегчению международного морского судоходства 1965 г., Международные санитарные правила 1969 г., Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г., измененную и дополненную в 1978 г.

с последующими поправками (СОЛАС-74/78), Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78) и др.

В силу суверенитета над своими внутренними морскими водами каждое государство по собственному усмотрению объявляет те или иные порты открытыми для захода иностранных судов.

Государство гарантирует свободных заход в объявленные открытыми порты всем иностранным торговым суднам — независимо от их флага.

Для захода в морские порты иностранных военных кораблей требуется предварительное разрешение.

Должностным лицом, которое регулирует заход и выход судов в морской порт и отвечает за безопасность мореплавания в порту, является капитан морского порта. А перечень портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в специальном документе – в Извещениях мореплавателям.

Они издаются в виде отдельных выпусков, вся информация и навигационные карты регулярно обновляются, исправляются и дополняются. В Извещениях обязательно сообщается обо всех нововведениях в режиме плавания и о переизданиях карт.

Вынужденный заход во внутренние морские воды

Иногда на море происходят чрезвычайные ситуации, из-за которых иностранному судну необходимо срочно зайти в морской порт или на территорию внутренних морских вод государства. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предусматривает такое право и содержит перечень обстоятельств, которые его реализуют. К ним относятся:

  • авария, стихийное бедствие или сильный шторм;
  • ледовые условия или ледоход;
  • доставка спасенных людей;
  • необходимость оказания медицинской помощи экипажу или пассажирам;
  • буксировка поврежденного иностранные судна и т.д.

В этих случаях капитаны судов  должны незамедлительно сообщить капитану порта и в дальнейшем действовать согласно его инструкциям.  По прекращении действия чрезвычайных обстоятельств — иностранные суда и военные корабли и яхты должны покинуть морской порт.

Источник: http://SailRoad.ru/article/vnutrennie-morskie-vody-ponyatie-osobennosti-pravovoj-rezhim

Условия расположения, порядок использования и охраны внутренних морских вод

Территориальные воды балтийского моря. Правовой режим территориальных вод. Справка. Сочетание методов установления исходных линий

Внутренние морские воды (сократим термин до аббревиатуры ВМВ) относятся к собственной территории государства.

Действующие юридические нормы определяют их как воды, расположенные между берегом и линией максимального отлива. То есть, это не всегда именно воды — во время отлива на этом месте находится суша.

Однако, к этой категории также приписаны более наполненные участки моря:

  1. Морские гавани и порты.
  2. Заливы, лиманы или бухты, если ширина между их начальными точками не превышает 24 навигационные мили.
  3. Площадь больших заливов, расстояние между краями которых больше 24 миль, но издавна относящихся к территории того или иного государства (примерами таких акваторий могут служить Гудзонов или Бристольский заливы).

Поскольку расстояние между границами отлива и прилива не всегда образуют какую-либо территорию, то основным составом внутренних вод можно считать именно площади заливов, портовых бухт.

Необходимо, чтобы соблюдалось главное условие — берега бухт, заливов, прочих образований должны находиться на территории одного государства.

Какой существует закон о них?

Базовым документом, актуальным для всех стран, является Конвенция ООН по морскому праву (ст.8). Основным документом, определяющим и устанавливающим правовой режим и прочие аспекты, связанные с ВМВ России, является Закон о государственной границе РФ.

Кроме этого, в отношении рассматриваемых объектов применим действующий Водный кодекс РФ. Еще есть Федеральный закон N 155-ФЗ, который непосредственно рассматривает, определяет все вопросы, имеющие отношение к внутренним водам РФ.

Все эти законы дают четкое понятие границ ВМВ, определяют возможность и порядок захода в них кораблей иностранных государств.

Правовой режим

Действующие законодательные акты (в частности, Федеральный закон №155 ФЗ) устанавливают, что правовой режим всех морских портов и прочих ВМВ определяется текущей ситуацией или условиями визита в них иностранных плавательных средств.

Морские порты всегда открыты для посещения иностранными судами, но заход в них производится только с разрешения руководства (капитана) порта.

Заход во ВМВ (исключая порты) производится вынужденно, при возникновении аварийной ситуации. При возникновении сложных или аварийных ситуаций, иностранные корабли могут зайти во внутренние морские воды и дождаться помощи, буксировки или эвакуации людей.

При этом, капитан зарубежного плавсредства должен сообщить о нахождении на территории РФ и указать координаты, тип и принадлежность судна и прочую важную информацию.

Предварительное разрешение требуется только для захода во ВМВ военных кораблей.

Как определяются границы в пределах государства?

Определение границ ВМВ производится разными способами:

  1. Для прямых участков побережья — это разница между линиями прилива и наибольшего отлива.
  2. Для заливов или бухт границы определяет прямая линия, соединяющая крайние точки между наиболее выдающимися в море участками берега во время наибольшего отлива. При этом, расстояние между ними не должно быть больше двойной ширины территориальных вод (24 морские мили).
  3. Заливы или бухты с шириной между крайними точками больше 24 морских миль также относятся к внутренним морским водам, если эти заливы исторически принадлежат РФ.
  4. Акватория портов, границей которой являются наиболее удаленные гидротехнические сооружения, имеющие прямое отношение к данному порту.

Положение прямых линий, служащих ориентирами для определения границ, сообщается правительствам всех стран и государств.

Вмв рф

К внутренним морским водам России относятся все портовые гавани, природные образования (бухты, заливы и т.п.). Сюда же относятся все заливы восточной части побережья России:

  • Анадырский,
  • Авачинская бухта,
  • залив Петра Великого,
  • Камчатский залив и т.д.

К ВМВ России также относятся:

  • воды Белого моря;
  • участок Кольского залива в Баренцевом море;
  • участки Финского залива на Балтике, области Куршского и Калиниградского залива;
  • заливы Японского моря;
  • бухты Охотского моря;
  • участки береговой линии Крыма и Черноморского побережья.

Эти области отнесены к категории ВМВ приказом ФСБ России № 531 от 30.10.2019 г.

Каковы последствия при их нарушении?

Нарушение ВМВ влечет за собой административные меры и конфискацию оборудования, техники и других средств. Если нарушение совершено военными подразделениями, происшедшее квалифицируется как акт агрессии.

В этом случае следует выяснение обстоятельств происшествия, а в критических ситуациях происходит ответ с помощью ВС России.

Заключение

Как правило, внутренние морские воды находятся в относительном отдалении от внешних границ РФ. Большинство случаев захода в них иностранных судов относятся к посещению акватории российских портов.

Нахождение в других участках побережья может быть вызвано аварийными ситуациями, о которых немедленно оповещаются власти РФ. Эти случаи квалифицируются законодательством как допустимые, поскольку они считаются форс мажорными обстоятельствами и не влекут за собой никаких юридических последствий.

Источник: https://o-vode.net/kakaya-byvaet/morskaya/vnutrennie

Исходная линия

Территориальные воды балтийского моря. Правовой режим территориальных вод. Справка. Сочетание методов установления исходных линий

Исходная линия — в международном морском праве, линия, от которой отмеряются расстояния до внешних границ территориального моря и других морских районов с различающимися правовыми режимами (прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа). Исходная линия также является линией, отделяющей внутренние воды от территориального моря прибрежного государства.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (далее – Конвенция 1982 г.) предусматривает два основных типа исходных линий: нормальная исходная линия и прямая исходная линия. Возможность применения базовых линий того или иного типа либо их комбинации определяется прибрежным государством в зависимости от соответствующих географических условий данной местности.

Историческая справка

Большинство ранних законодательных актов, устанавливающих границы морских районов, не содержали четких определений исходных линий.

Часто использовались довольно неточные термины, такие как «берег», которые могли интерпретироваться по-разному.

Но с постепенным принятием в XVIII и XIX веках унифицированной ширины зоны юрисдикции, примыкающей к береговой линии, возникала необходимость указывать базовую линию, от которого должна отсчитываться внешняя граница этой зоны.

Вопрос об исходной линии на международном уровне впервые был поднят на Гаагской конференции по кодификации 1930 года. Конференции закончилась безрезультатно.

Тем не менее работа, проделанная на конференции, послужила основой для разработки статей по морскому праву, выполненной Комиссией международного права в начале 1950-х годов.

Эти статьи были включены в Женевскую конвенцию о территориальном море и прилегающей зоне 1958 года.

Положения Конвенции 1958 года, касающиеся исходной линии (статьи 3–13) представляют собой кодификацию международного обычного права. Поэтому неудивительно, что Конвенция 1982 г. (статьи 3–16) просто повторяет большинство этих положений, вводя лишь несколько несущественных дополнений для различных географических условий, не предусмотренных в Женевской конвенции.

Нормальная исходная линия

Как сказано в статье 5 Конвенции 1982 г.

, «нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба».

Юридическая граница между сушей и морем обычно совпадает с естественной, следуя за конфигурацией береговой линии, за исключением тех случаев, когда Конвенция допускает использование прямых исходных линий.

Отметка наибольшего отлива служит для обеспечения безопасности навигации и по этой причине применяется в морских картах в качестве нуля глубин. Это выгодно прибрежному государству, особенно в тех местах, где между отметками прилива и отлива существует большая разница. Воды, расположенные между этими двумя отметками, считаются внутренними водам.

Некоторые проблемы возникают в отношении определения нормальной исходной линии вдоль полярных берегов, постоянно покрытых шельфовыми льдами. В качестве возможного решения было предложено считать базовой линией линию наибольшего отлива вдоль контура ледяного покрова.

Рифы

Согласно статье 6 Конвенции 1982 г., «в случае островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами, исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе».

Это положение применяется к рифам, созданным кораллами в теплых тропических и субтропических водах Тихого и Индийского океанов и Карибского моря. Воды атоллов и воды между окаймляющими рифами и основным островом считаются внутренними водами.

Порты

Исключение из правила, согласно которому нормальная исходная линия соответствует естественной конфигурации береговой линии, содержится в статье 11 Конвенции 1982 г., посвященной портам.

В ней предусматривается, что «наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега». Это положение относится только к портовым сооружениям – докам, причалам и т. д.

, но не к другим конструкциям, устанавливаемым вдоль берега для различных целей. Оно также не применяется к прибрежным установкам и искусственным островам, отрезанным водой от берега.

Прямая исходная линия

В отдельных местах из-за очень сложной конфигурации побережья применение линии наибольшего отлива может оказаться нерациональным. В подобных случаях Конвенция 1982 г.   допускает использовать метод прямых исходных линий.

Система прямых исходных линий территориального моря, установленная Бирмой.

Метод прямых исходных линий — система прямых линий, соединяющих отдельные характерные точки на линии наибольшего отлива, обычно называемые поворотными точками, которые могут применяться только в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов. В зависимости от различных условий прямые базовые линии могут применяться либо ко всей береговой линии государства, либо к отдельной ее части.

Применение метода прямых исходных линий носит разрешительный характер. Если конфигурация побережья соответствует критериям, изложенным в статье 7 Конвенции 1982 г., прибрежное государство самостоятельно определяет целесообразность применения данного метода.

При использовании метода прямых исходных линий должны соблюдаться определенные критерии:

  1. не допускается сколько-нибудь заметных отклонений базовых линий от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод (ст.7, п. 3);
  2. линии не должны проводится к осыхающим при отливе возвышениям и от них, если на таких возвышенностях не расположены маяки или подобные сооружения, всегда находящиеся над уровнем моря, за исключением тех случав, когда проведение исходных линий к данным возвышениям или от них получило всеобщее международное признание (ст. 7, п. 4);
  3. система прямых исходных линий не должна отрезать проход из территориального моря к открытому моря или ИЭЗ другому государству (ст. 7, п. 6). Это положение применяется в исключительных случаях, когда небольшое государство расположено в внутри более крупного (например, карликовое государство Монако, граничащее с Францией), или где небольшие острова расположены вблизи территории другого государства, как это имеет место в Эгейское море;
  4. прямые базовые линии должны быть четко указаны на должным образом опубликованных картах (ст. 16).

Как и при использовании нормальных базовых линий, воды, расположенные в сторону берега от прямых базовых линий, являются внутренними водами государства. Однако, в соответствии со статьей 8 право мирного прохода в этом случае сохраняется.

Устья рек

Согласно статье 9 Конвенции 1982 г., «если река впадает в море непосредственно, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек устья реки между точками на ее берегах, соответствующими наибольшему отливу». Это положение ни коим образом не ограничивает длину замыкающий линии.

Кроме того, текст на английском и русском языках лишь частично соответствует французскому: «si un fleuve se jette dans la mer sans former d’estuaire» (если река впадает в море, не образуя эстуария). Аргентина и Уругвай считают, что устье реки Ла-Плата может быть замкнуто 118-мильной прямой линией.

Однако, отдельные государства выражают протест, заявляя, что река Ла-Плата впадает в эстуарий, а не прямо в море.

Дельты

Согласно статье 7, п. 2 Конвенции 1982 г.:

там, где из-за наличия дельты или других природных условий береговая линия является крайне непостоянной, соответствующие точки могут быть выбраны вдоль максимально выступающей в море линии наибольшего отлива, и, несмотря на последующее отступление линии наибольшего отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор, пока они не будут изменены прибрежным государством в соответствии с настоящей Конвенцией.

Данное положение отражает специфическую ситуацию в Бангладеш, где совокупное воздействие речных наводнений, муссонных ливней, циклонных штормов и морских приливов обуславливает значительное смещение и нестабильность отметки низкой воды вдоль дельт реки Ганга и реки Брахмапутра.

Заливы

Заливы, к которым применяются положения статьи 10 Конвенции 1982 г., определяются на основе двух геометрических критериев:

  • залив должен быть хорошо заметным углублением, имеющим площадь равную или большую, чем площадь полукруга, диаметр которого представляет собой линию, пересекающую вход в это углубление;
  • расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив не должно превышать 24 морских миль.

Если расстояние между отметками низкого уровня естественных точек входа превышает 24 мили, в пределах залива проводится 24-х метровая прямая исходная линия, таким образом, чтобы ограничить возможно большую площадь воды, насколько позволяет длина этой линии.

Положения о заливах не применяются к так называемым историческим заливам (например, Белое море в России). Предполагается, что подобные заливы могут быть внутренними водами, даже если не отвечают одному или обоим указанным критериям.

Статья 10 относятся только к заливам, берега которых принадлежат одному государству. Если с заливом граничат два или несколько государств, его не нельзя включать в состав внутренних вод.

Архипелаги

Государства-архипелаги могут использовать систему прямых исходных линий, соединяющие внешние точки самых отдаленных островов архипелага. Под «архипелагом» подразумевается группа тесно связанных островов, составляющих единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считающихся таковыми. Примером архипелажных государств являются Филиппины, Индонезия, Фиджи.

При проведении прямых архипелажных линий должны соблюдаться дополнительные географические условия:

  • в пределы базовых линий должны включаться главные острова и район, в котором соотношение между площадью водной поверхности и площадью суши, включая атоллы, составляет от 1:1 до 9:1;
  • длина базовых линий не должна превышать 100 морских миль, за исключением того, что до 3% от общего количества базовых линий, замыкающих любой архипелаг, может быть длиной до 125 морских миль.

Воды в пределах прямых архипелажных исходных линий считаются архипелажными водами. Суда всех стран пользуются правом мирного прохода через эти воды. Однако, государства-архипелаги могут устанавливать морские и воздушные коридоры, в которых действует специальный режим архипелажного прохода, предусмотренный статьей 53 Конвенции 1982 г..

Источник: https://interlaws.ru/ishodnaya-liniya/

Законы и акты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: