Структура социальных институтов. Структура права. Группы социальных норм

ЕГЭ. Общество.Тема 4. Социальные институты

Структура социальных институтов. Структура права. Группы социальных норм

Институт. Чаще всего данное слово употребляется в значении  высшего  учебного  заведения( педагогический, медицинский институт).Однако слово « институт» — многозначное. «Институт» — слово  латинское. В переводе обозначает « учреждение».

В общественных науках употребляется термин « социальный институт».

Что такое социальный институт?

Определений данного понятия несколько.

Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

ПОЯСНЕНИЕ.

Социальный институт, говоря  более доступно, это такие образования в обществе (учреждение, орган власти, семья и многие-многие другие образования) , которые позволяют регулировать какие-то отношения, действия людей в обществе. Говоря иносказательно, это та дверь, в которую вы войдете, чтобы решить какие-то вопросы.

Примеры.

  1. Вам необходимо заказать паспорт. Вы поёдете не куда-то, а именно в паспортный стол — институт гражданства.
  2. Вы устроились на работу и хотите узнать, какой будет конкретно у вас зарплата. Вы куда поёдёте? В бухгалтерию, она создана, чтобы регулировать вопросы зарплаты. Это и сеть институт заработной платы.

И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.

Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.

Социальные институты, их виды

Институты по сферам общества.Что регулируютПримеры
Экономические институтыРегулируют производство и распределение товаров и услуг.Собственность, рынок, производство
Политические институтыРегулируют общественные отношения, используя властные полномочия.Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд
Социальные институтыРегулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование.Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита
Духовные институтыРегулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство.Церковь, школа, вуз, искусство

Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.

Структура социальных институтов

Структура, то есть элементы целого.

Ян Щепальский выделил следующие элементы социальных институтов.

  • Цель и сфера деятельности социального института
  • Функции
  • Социальные роли и статусы
  • Средства и учреждения, выполняющие функции данного института. Санкции.

Признаки социальных институтов

  • Образцы поведения, установки . Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.
  • Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.
  • Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы ,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.
  • Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.
  • Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека ; для семьи- дом, мебель.

Функции социальных институтов

  • Удовлетворение социальных потребностей— это основная функция каждого института.
  • Регулятивная функция— то есть регулирование определённых видов общественных отношений.
  • Закрепление и воспроизводство общественных отношений. У каждого института есть свои нормы, правила, которые позволяют стандартизировать поведение людей. Всё это делает общество более устойчивым.
  • Интегративная функция, то есть сплочение , взаимосвязь членов общества.
  • Транслирующая функция— возможность передачи опыта, знаний новым людям, пришедшим в ту или иную структуру.
  • Социализация — усвоение индивидуумом норм и правил поведения в обществе, способов деятельности.
  • Коммуникативная — это передача информации как внутри института, так и между социальными институтами в результате взаимодействия членов общества.

Формальные и неформальные социальные институты

Формальные институты  —  в них деятельность регулируется в рамках действующего законодательства (органы власти, партии, суд, семья, школа, армия и др.)

Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-4-%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82%D1%8B/

Тема 1. Право в системе социальных норм

Структура социальных институтов. Структура права. Группы социальных норм

Интересно? Расскажите друзьям   

1. Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

2. Признаки правовой нормы

— Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли.

— Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека.

— Издается в конкретной форме.

— Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений.

— Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства.

— Всегда представляет собой властное предписание государства.

— Является единственным государственным регулятором общественных отношений.

— Представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.

3. Структура нормы права — это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее основные элементы и способы их взаимосвязи.

Структура нормы права
гипотезадиспозициясанкция
это структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действиеэто структурный элемент правовой нормы, который содержит само правило поведения участников регулируемых отношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектовэто структурный элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписаний диспозиции
Основной элемент правовой нормы

4. Виды правовых норм

Основания для классификацииНаименование видовИх сущность
По субъектам правотворчестваНормы, исходящие от государстваНормы органов представительной, исполнительной и судебной государственной власти
Нормы, являющиеся результатом прямого волеизъявления населенияНормы, принимаемые непосредственно населением конкретного территориального образования или населением всей страны
По социальному назначениюУчредительныеНормы — принципы
РегулятивныеНормы — правила поведения
ОхранительныеНормы — стражи порядка
ОбеспечительныеНормы — гарантии
ДекларативныеНормы — объявления
Дефинитивные (от лат. definitio — опреде­ление)Нормы — определения
Коллизионные (от лат. collisio — столкнове­ние противоположных сил)Нормы — арбитры
ОперативныеНормы — инструменты
По характеру содержащихся в тексте норм правил поведенияОбязывающиеНормы, устанавливающие обязанность совершать определенные правовые действия
УправомочивающиеНормы, предоставляющие права на совершение определенных положительных действий
ЗапрещающиеНормы, содержащие требования воздержаться от определенных действий
По функциональной ролиОбщиеНормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или бóльшую часть институтов соответствующей отрасли права
СпециальныеНормы, которые охватывают часть институтов соответствующей отрасли права и регулируют исключительно важные, требующие более детальной регламентации вопросы
По методу правового регулированияИмперативные (лат. imperativus — повели­тельный)Нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении
ДиспозиционныеНормы предоставляют субъектам общественных отношений в пределах требований закона самим разрешать возникающие между ними спорные моменты и определить дальнейший ход их взаимоотношений
РекомендательныеНормы устанавливают варианты желательного для государства поведения
ПоощрительныеНормы относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования
По сфере и субъектам действияОбщего действияНормы, распространяющиеся на всех граждан и функционирующие на всей территории государства
Ограниченного действияНормы, имеющие пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами
Локального действияНормы, действующие в пределах какого-либо коллективного образования (предприятие, учреждение, организация)


5. Норма права
 — это первичная клеточка права, его исходный элемент. Поэтому норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом.

Однако, это еще не означает, что понятие нормы права и права совпадают. Право и его норма соотносятся между собой как общее и частное. Отдельно взятая правовая норма — это еще не есть право.

Право — это система, совокупность правовых норм.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования.

6. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия

Социальные нормы, с которыми взаимодействует правоПроявления взаимодействия
МоральПраво и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми.Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности
ОбычаиНормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимым и общественно полезным. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей
РелигияВ некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же — государство и, соответственно, право отделены от религии, не оказывая на нее никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом
Нормы общественныхорганизацийПо формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Предметом регулирования норм общественных организаций являются отношения, не урегулированные юридически

7. Признаки права — это такие присущие ему свойства, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.

Наименование признакаЕго сущность
СоциальностьПраво с момента своего возникновения и по сей день регулирует общественные отношения, оно действует в человеческом обществе
Нормативность (нормативныйхарактер)Право выступает и действует в системе юридических норм, которые закрепляют права и обязанности участников общественных отношений, им регулируемых. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы
Общеобязательный характерНормы права адресованы неопределенно большому количеству адресатов, попавших в типичную жизненную ситуацию, и обязательны для исполнения ими
Государственно-волевой характерПраво — это проявление воли государства, так как в нем определяется будущее поведение личности, организации, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Воля аккумулирует экономические, социальные, политические и иные интересы различных слоев населения; государственное признание этих интересов осуществляется через волю компетентных государственных органов; по своему характеру государственная воля объективна и обязательна для всех; государство всегда заинтересовано в реализации собственной воли
СистемностьСистема права — категория объективная, не зависящая ни от воли, ни от желания субъектов правотворчества. Система права характеризуется внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих ее элементов
Формальная определенностьПраво не существует само по себе, оно так или иначе должно быть выражено в конкретной форме (например, закон, иные нормативные акты, судебные решения и т. д.), выбор которой в конечном итоге зависит от государства
Обеспеченность государствомГосударство как издает нормы права, так и обеспечивает их реализацию. Данное обеспечение основано на применении мер государственного принуждения

8. Функции права

Наименование функцииЕе сущность
Культурно-историческаяПраво аккумулирует в себе все духовные ценности и достижения народа, общества, передает их из одного поколения в другое
ВоспитательнаяПраво оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений правовой защиты и наказания
Социального контроляПраво определяет меру возможного и должного поведения субъектов, общественных отношений, используя при этом меры стимулирования и ограничения
РегулятивнаяПраво устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на координацию общественных отношений, упорядочение связей между людьми
ОхранительнаяПраво защищает наиболее важные общественные отношения от негативного воздействия на них со стороны, которое может пагубно отразиться на всем ходе общественного развития

Источник: http://humanitar.ru/page/ch6_1

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Структура социальных институтов. Структура права. Группы социальных норм

Система права — это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты.

Система права
Нормы права
– это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально определённые правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений
Правовой институт
– это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определённый вид общественных отношений
Отрасль права
– совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений

Начальным элементом системы права являются нормы права, все они могут быть разделены на определённые группы и виды.

Классификация норм права

Критерии классификацииГруппы и виды норм
по предмету правового регулирования (в зависимости от вида регулируемых общественных отношений)– конституционно-правовые; – гражданско-правовые; – уголовно-правовые;

– административно-правовые и т.д.

по юридической силе– нормы законов;
– нормы подзаконных актов
по характеру содержащихся в их тексте правил поведения– обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определённые положительные действия); – запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещённых действий);

– управомочивающие нормы (предоставляют права на совершение определённых положительных действий)

по действию во времени– неопределённо длительного действия (в нормативно-правовом акте не указан период их действия во времени); – временные нормы (период их действия определён в нормативно-правовом акте);

– чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций)

по кругу субъектов– общие (распространяют своё действие на всю группу субъектов права); – специальные (регулируют поведение конкретного, определённого круга субъектов права);

– исключительные (распространяются на отдельных субъектов права)

по пределам действия норм в пространстве– общего действия (действуют по всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму);
– нормы местного действия (действуют в пределах территории, определённой самим нормативно-правовым актом)
по способу установления– императивные (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов правоотношений); – диспозитивные (предоставляют субъектам правоотношений возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей); – рекомендательные: устанавливают варианты желательного для государства поведения;

– поощрительные – меры поощрения за одобряемое государством поведение субъектов

по функциональному назначению– материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников);
– процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм)
по социальному назначению– учредительные (нормы — принципы) – регулятивные (нормы — правила поведения) – охранительные (нормы – стражи) – обеспечительные (нормы — гарантии) – декларативные (нормы — объявления) – дефинитивные (нормы — определения) – коллизионные (нормы — арбитры)

– оперативные (нормы — инструменты)

Норма права имеет свою структуру, представляющую её внутреннее строение, разделение на составные части и связь этих частей между собой.

Структура нормы права
Гипотеза — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применениюДиспозиция — это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельствСанкция — это часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы

Законотворческий процесс в РФ

Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.
Основные стадии законодательного процесса:
1) законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения.

В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст.

104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ по вопросам их ведения;

2) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях) – обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки;

3) принятие закона – В РФ законы принимаются Государственной думой большинством от общего числа её депутатов;
4) санкционирование и опубликование закона; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием. Принятые парламентом законы направляются главе государства – Президенту РФ, который может наложить на них вето, отсрочив вступление закона в силу. В РФ для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном ании должен получить 2/3 депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации. В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Федеральные конституционные законы в Российской Федерации считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

Источник: https://examer.ru/ege_po_obshestvoznaniu/teoriya/sistema_prava

Законы и акты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: