Статья функции гражданского общества. Взаимоотношения общества и государства. Как формируется гражданское общество

Содержание
  1. Гражданское общество и государство
  2. Эволюция понятия «гражданское общество»
  3. Предпосылки становления гражданского общества
  4. Структурные элементы гражданского общества
  5. Функции гражданского общества
  6. Признаки правового государства
  7. Базовые принципы функционирования правового государства
  8. ГРАЖДА́НСКОЕ О́БЩЕСТВО
  9. История понятия «гражданское общество»
  10. Современные представления о гражданском обществе
  11. Структурные компоненты гражданского общества
  12. Гражданское общество: понятие, признаки, структура. Функции гражданского общества
  13. Общие сведения
  14. Образование
  15. Понятие и сущность гражданского общества
  16. Принципы
  17. Какие особенности имеет гражданское общество? Каковы основные признаки этой формы организации
  18. Прочие черты
  19. Составные элементы комплекса
  20. Социальные контуры
  21. В заключение
  22. Гражданское общество: основы взаимодействия с государством
  23. Что такое гражданское общество?
  24. Формирование гражданского общества
  25. Взаимодействие государства и общества
  26. Что особенного в правовом государстве?
  27. Какие особенности имеет гражданское общество?

Гражданское общество и государство

Статья функции гражданского общества. Взаимоотношения общества и государства. Как формируется гражданское общество

Гражданское общество – система взаимоотношений, характеризующаяся экономическими, неполитическими, конфессиональными, социальными и культурными формами. Гражданское общество представлено простором, где население воспроизводит частную жизнь на основе невмешательства государства.

Гражданское общество приставлено всеми структурами в социуме. Это представлено факторами социальной и экономической основы, а также правом в государственных отношениях с индивидом.

Эволюция понятия «гражданское общество»

В либеральной трактовке, согласно Т. Гоббсу и Дж. Локку, гражданское общество отражает хронологическое развитие государства от природного уровня, к цивилизационному началу.

В позитивно-либеральном контексте, согласно Г. Гегелю, гражданское общество представлено собственностью, которая развивает человечество и обеспечивает справедливость и защиту населения.

Согласно марксисткой теории (К. Маркс и Ф. Энгельс), гражданское общество выступает основой общественного бытия, а жизнедеятельность людей – хронологическим развитием.

Социал-демократическая традиция – государство оказывает формирующее влияние на деятельность общественных институтов, которые регулируют экономическо-политические взаимоотношения и обеспечивают условия для жизнедеятельности индивида.

Гражданское общество – взаимодействия между индивидами, куда входят сформировавшиеся общности в различных сферах: конфессия, фонды, СМИ, политические партии и т.д.

Признаки гражданского общества:

  • Обеспечение свободности частной собственности в экономических отношениях;
  • Стабильность во взаимоотношениях индивидов и государства;
  • Защита прав человека и личной свободы;
  • Разнообразие мнений в политической сфере;
  • Конкуренция;
  • Терпимость и открытость общества;
  • Легитимная власть;
  • Наличие правового аппарата.

Предпосылки становления гражданского общества

Действующее законодательство, закрепляющее равные права всем индивидам в обществе, наделяя их правами и свободой.

Юридическая свобода представлена имущественными благами, предпринимательством и собственностью.

Действие механизма саморегуляции, который формирует невластные отношения между индивидами, наделяя их способностью осуществления естественных прав.

Гражданское общество наделено вертикальными и горизонтальными связями.

Структурные элементы гражданского общества

  1. В экономической сфере – осуществление негосударственных отношений на предприятии; создание товариществ и кооперативов; объединение людей в организации, ассоциации по собственной воле.
  2. В социально-политической сфере – деление населения на стратификационные классы и группы; семья, представленная воспроизводством населения; общественные и политические движения; плюрализм различных групп; наличие органов местного самоуправления; формирование и проявление общественного мнения; СМИ.
  3. В духовной сфере – формирование идеологических и национальных ценностей, свободы; высказывание личного мнения; независимость свободных объединений и организаций от государства.
  4. Политико-правовая сфера – плюрализм; наличие оппозиции и действующее законодательство.

Гражданское общество ставит в приоритет права и свободу индивида, для улучшения его жизнедеятельности: право на жизнь; свободное предпринимательство; право на счастье; равенство всех индивидов; наличие правового государства; формирование одинаковых шансов для продвижения в экономической и политической сфере.

Функции гражданского общества

  1. Соблюдение индивидом принятых норм в обществе, социализация и приобщение населения к государственной жизни.
  2. Защита индивидов и организаций от вмешательства.
  3. Создание демократических органов.

Политический режим определяет отношения между населением и правительством: при тоталитаризме государство берёт под контроль абсолютно все сферы жизнедеятельности, где нет места простору гражданского общества; при авторитарном режиме – гражданское общество предстаёт непросвещённым и сжатым; демократический режим – конституция формирует условия функционирования гражданского и правового общества.

Правовое общество не создаётся без гражданского, т.к. только зрелые индивиды формируют рациональные формы жизнедеятельности.

Правовое государство – вид политической власти, где верховенство принадлежит законности, правам человека и свободе. Право – мера свободы индивида, если интересы человека служат государству и их реализация предстаёт справедливой.

Признаки правового государства

  1. Правовой закон безраздельный в государственной и общественной жизни:
    • Правовой закон вступает в силу после принятия его правительственными органами или волеизъявлением населения, формируя базу системы права.
    • Приоритет права распространён на сферы жизнедеятельности, которые формируют социальную жизнь. В случае нарушения невыполнения накладываются санкции.
    • Правовому закону должны быть подчинены в равной мере государство и индивиды. Он ограничивает власть правительства и должностных лиц.
    • Правовой закон выступает регулятором политико-общественных отношений, где нет места групповым интересам. Конституция страны отражает главенство над всем законом.
  2. Индивид имеет личностные права и свободу, которые представлены неприкосновенным правом; ответственность государства перед индивидом.

  3. Государственная власть функционирует на методе разделения власти. Функции государственных органов представляют систему ограничения, препятствующих владению всей властью.

  4. Равенство населения перед законом.

  5. Защита прав и свободы индивида.

  6. Права и свобода индивида представлены ценностью.

  7. Наличие плюрализма во всех сферах.

  8. Обеспечение правопорядка и действия закона в обществе.

Базовые принципы функционирования правового государства

  1. Приоритетность права: все вопросы, затрагивающие жизнедеятельность людей, рассматриваются с позиции права; совокупность ценностей права с территориальным делением населения с легитимной власти; правовое обоснование принятых решений правительства.
  2. Правовая защита индивида представлена равенством и взаимной ответственностью между государством и гражданином; деятельность, направленная на регулирование правоотношений; наличие у индивида правового статуса.
  3. Деятельность права на основании законодательства.
  4. Органы государственной власти разграничены в деятельности.
  5. Главенство закона перед всеми.
  6. Осуществление контроля на основе конституции.
  7. Наличие свободного высказывания мнений.

Правовое государство наличествует в социуме с демократическим режимом правления. Уровень культурного развития и права формирует гражданское общество.

Для правового государство необходимо владеть экономической основой, высоким уровнем жизнедеятельности и главенством среднего класса; развитые нормы поведения. Предпосылкой для формирования правового государства представлено наличие социальных институтов в социуме.

Смотрите также:

Источник: https://bingoschool.ru/manual/46/

ГРАЖДА́НСКОЕ О́БЩЕСТВО

Статья функции гражданского общества. Взаимоотношения общества и государства. Как формируется гражданское общество

Авторы: А. Ю. Мордовцев

ГРАЖДА́НСКОЕ О́БЩЕСТВО, тип со­ци­аль­но­го уст­рой­ст­ва, ос­нов­ным вы­ра­же­ни­ем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся мно­же­ст­во са­мо­ор­га­ни­зую­щих­ся вне гос. вме­ша­тель­ст­ва ас­со­циа­ций, кор­по­ра­ций, со­ци­аль­ных дви­же­ний и отд.

ини­циа­тив; доб­ро­воль­ное уча­стие в их соз­да­нии и дея­тель­но­сти при­ни­ма­ют ин­ди­ви­ды и груп­пы, по­сред­ст­вом вы­ра­бот­ки об­щих це­лей и кол­лек­тив­ных дей­ст­вий реа­ли­зую­щие свои ча­ст­ные и груп­по­вые ин­те­ре­сы; со­ци­аль­ная ак­тив­ность чле­нов та­ких ор­га­ни­за­ций ха­рак­те­ри­зу­ет­ся со­от­не­се­ни­ем ча­ст­ных ин­те­ре­сов с об­щим бла­гом, об­ще­при­знан­ны­ми цен­но­стя­ми и мо­ра­лью и ус­та­нов­лен­ны­ми пра­во­вы­ми нор­ма­ми.

История понятия «гражданское общество»

 Пер­вые ис­то­рич. фор­мы Г. о. от­но­сят­ся к го­ро­дам-го­су­дар­ст­вам Древ­ней Гре­ции.

Ари­сто­тель опи­сы­вал уст­рой­ст­во по­ли­са как общ­ность сво­бод­ных и рав­ных гра­ж­дан (всех жи­те­лей го­ро­дов), объ­е­ди­нив­ших­ся для за­щи­ты от внеш­них вра­гов и ре­гу­ли­рую­щих свои взаи­мо­дей­ст­вия и об­ще­ние в пре­де­лах го­ро­да че­рез ус­та­нов­лен­ные ими са­ми­ми струк­ту­ры и про­це­ду­ры – po­li­tike koi­nonia, по­ли­тич.

со­об­ще­ст­во, или не­де­ли­мая сис­те­ма вла­сти. Гражд. и по­ли­тич. об­ще­ст­во бы­ли не­раз­ли­чи­мы, по­ли­тич. об­ще­ст­во про­ти­во­пос­тав­ля­лось при­род­но­му ми­ру и внеш­не­му дру­го­му об­ще­ст­ву. Рим. по­ня­тие societas civilis так­же пред­по­ла­га­ло то­ж­де­ст­во гражд. и по­ли­тич. сфер.

Раз­ви­тие со­слов­но­го об­ще­ст­ва, осо­бен­но на ста­дии аб­со­лю­тиз­ма, да­ло при­ме­ры со­ци­аль­ной са­мо­ор­га­ни­за­ции, пре­ж­де все­го мо­на­ше­ские ор­де­на, ку­пе­че­ские и ре­мес­лен­ные гиль­дии. Од­на­ко фак­ти­че­ски это бы­ло не раз­де­ле­ние об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва, а внутр. диф­фе­рен­циа­ция по­ли­тич. уст­рой­ст­ва.

Эпо­ха Про­све­ще­ния ак­туа­ли­зи­ро­ва­ла во­прос о прин­ци­пи­аль­ном раз­ли­чии со­ци­аль­ной и по­ли­тич. сфер, об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва. Аб­со­лют­ная власть мо­нар­ха ос­та­ви­ла за со­бой ста­тус един­ст­вен­но­го субъ­ек­та гос. прав­ле­ния, от­стра­нив от не­го все со­сло­вия и кор­по­ра­ции, а в об­ществ.

сфе­ре на­ча­лась ре­ор­га­ни­за­ция на ос­но­ве но­вых эга­ли­тар­ных прин­ци­пов, прин­ци­пов не­за­ви­си­мо­сти, сво­бо­ды вы­бо­ра и мо­раль­но­го дол­га. То­гда же в по­ли­тич.

мыс­ли поя­ви­лись идеи о ес­те­ст­вен­ных пра­вах че­ло­ве­ка, на­ча­лось осо­зна­ние ра­вен­ст­ва гра­ж­дан пе­ред го­су­дар­ст­вом (за­ко­ном) вне за­ви­си­мо­сти от при­над­леж­но­сти к ка­ко­му-то со­сло­вию и кон­фес­сии. Прак­ти­ки ав­то­ном­ной дея­тель­но­сти со­сло­вий, ре­лиг. рас­ко­ла, эко­но­мич.

пред­при­ни­ма­тель­ст­ва бы­ли опи­са­ны в тер­ми­нах об­ще­ст­вен­но­го до­го­во­ра – ко­гда го­су­дар­ст­во (мо­нарх) бра­ло на се­бя функ­ции за­щи­ты лю­дей от них са­мих и от внеш­ней уг­ро­зы (Т.

 Гоббс) или об­ще­ст­во ста­ви­ло над со­бой го­су­дар­ст­во, на­де­ля­ло его пол­но­мо­чия­ми по управ­ле­нию при ус­ло­вии со­блю­де­ния сво­ей ав­то­ном­но­сти (Дж. Локк).

В это вре­мя на­чи­на­ет скла­ды­вать­ся пра­во­вая сис­те­ма, за­кре­п­ляю­щая за­ко­ном от­но­ше­ния ме­ж­ду го­су­дарст­вом и об­ще­ст­вом, га­ран­ти­рую­щая со­блю­де­ние прав гра­ж­дан, в пер­вую оче­редь прав соб­ст­вен­но­сти, и ус­та­нов­лен­ных норм в дея­тель­но­сти об­ще­ст­ва. Ес­те­ст­вен­но, кон­цеп­туа­ли­за­ция но­вых от­но­ше­ний от­ра­жа­ла не ре­аль­ные дос­ти­же­ния, но по­пыт­ки вы­де­лить чер­ты но­вой мо­де­ли со­ци­аль­но­го уст­рой­ст­ва (по­лу­чив­шей впо­след­ст­вии наз­ва­ния ин­ду­ст­ри­аль­ной, бур­жу­аз­ной, ка­пи­та­ли­сти­че­ской).

Шотл. мо­ра­ли­сты (А. Фер­гю­сон, ко­то­ро­му при­над­ле­жит пер­вен­ст­во в при­ме­не­нии са­мо­го тер­ми­на «гра­ж­дан­ское об­ще­ст­во», civil society) и по­лит­эко­но­мы (А.

 Смит) от­ме­ти­ли са­мый ак­тив­ный ком­по­нент со­вре­мен­но­го им об­ще­ст­ва – хо­зяй­ст­вую­щих на ос­но­ве прав соб­ст­вен­но­сти и сво­бо­ды не­за­ви­си­мых субъ­ек­тов – и оп­ре­де­ля­ли Г. о. как тру­до­вой и ме­но­вой со­юз, на­це­лен­ный на дос­ти­же­ние соб­ств. ин­те­ре­сов, но в ко­неч­ном ито­ге спо­соб­ст­вую­щий при­рас­та­нию об­ществ. бо­гат­ст­ва.

Осо­бую роль в со­ци­аль­ных про­цес­сах они от­во­ди­ли об­ществ. раз­де­ле­нию тру­да, ко­гда чле­ны Г. о., за­ня­тые в про­из­вод­ст­ве, пе­ре­до­ве­ря­ли свои пра­ва на за­щи­ту в мо­но­по­лию го­су­дар­ст­ва, спе­циа­ли­стам по за­щи­те (про­фес­сио­на­лам во­ен­ным и юри­стам).

Но Фер­гю­сон ви­дел в та­ком от­чу­ж­де­нии прав и пре­об­ла­да­нии ма­те­ри­аль­ных цен­но­стей в об­ще­ст­ве по­тен­ци­аль­ную уг­ро­зу ус­та­нов­ле­ния на­силь­ст­вен­но­го прав­ле­ния. До­го­вор­ные от­ноше­ния ме­ж­ду го­су­дар­ст­вом и Г. о. из­на­чаль­но мыс­ли­лись как не­ус­той­чи­вые, тре­бую­щие со сто­ро­ны Г. о.

ак­тив­но­го от­стаи­ва­ния сво­их прав, оп­ре­де­лён­но­го кон­тро­ля над го­су­дар­ст­вом. Франц. эн­цик­ло­пе­ди­сты по­ни­ма­ли Г. о. как об­ще­ст­во рав­ных пе­ред вер­хов­ной вла­стью и за­ко­ном гра­ж­дан, объ­е­ди­нён­ных в на­цию, – не­кую ан­ти­те­зу со­слов­но­му (по су­ти сред­не­ве­ко­во­му) об­ще­ст­ву.

Наи­бо­лее чёт­кая ха­рак­те­ри­сти­ка Г. о. от­но­сит­ся к 19 в., ко­гда от­но­ше­ния го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва при­об­ре­ли ус­то­яв­шие­ся фор­мы, и при­над­ле­жит Г. В. Ф. Ге­ге­лю (bürgerliche Gesellschaft).

Вме­сто ди­хо­то­мии «го­су­дар­ст­во – гра­ж­дан­ское об­ще­ст­во» он пред­ло­жил триа­ду «се­мья – гра­ж­дан­ское об­ще­ст­во – го­су­дар­ст­во», в ко­то­рой объ­е­ди­нил сво­бо­ду лич­но­сти, мо­но­лит­ность по­ли­тич. уст­рой­ст­ва и мно­же­ст­вен­ность и ав­то­ном­ность со­ци­аль­ных объ­е­ди­не­ний. Г. о. не сво­ди­лось к эко­но­мич.

сфе­ре, бо­лее то­го, ему от­во­ди­лась роль по­сред­ни­ка ме­ж­ду ча­ст­ной лич­ной жиз­нью ин­ди­ви­да и без­лич­ным го­су­дар­ст­вом. Ге­гель пре­об­ра­зо­вал по­сто­ян­ное на­пря­же­ние и про­ти­во­стоя­ние, при­сут­ст­вую­щие в клас­сич. по­ни­ма­нии от­но­ше­ний го­су­дар­ст­ва и Г. о., во взаи­мо­про­ник­но­ве­ние.

Диа­лек­ти­ка та­ко­го ро­да взаи­мо­от­но­ше­ний оз­на­ча­ла ко­ле­ба­ния Г. о. ме­ж­ду ин­те­гра­ци­ей и от­чу­ж­де­ни­ем, а го­су­дар­ст­ва – ме­ж­ду уси­ле­ни­ем сво­их по­зи­ций и ус­туп­ка­ми.

К. Маркс ин­тер­пре­ти­ро­вал Г. о. 19 в. в клю­че эко­но­мич. де­тер­ми­низ­ма и клас­со­вой при­ро­ды бур­жу­аз­но­го об­ще­ст­ва. Он ото­жде­ст­в­лял Г. о. с эко­но­мич. сфе­рой (т. е.

с ин­ду­ст­ри­аль­ны­ми от­но­ше­ния­ми), ко­то­рая чре­ва­та ан­та­го­низ­мом ин­те­ре­сов её уча­ст­ни­ков и пре­об­ла­да­нием ин­те­ре­сов бур­жуа­зии, что ве­ло к даль­ней­ше­му ото­жде­ст­в­ле­нию Г. о. с бур­жу­аз­ным (тем бо­лее, что в нем. яз. эти по­ня­тия не­раз­ли­чи­мы).

Го­су­дар­ст­во в та­ких ус­ло­ви­ях не мо­жет быть ней­траль­ным ин­ст­ру­мен­том ре­гу­ли­ро­ва­ния жиз­ни об­ще­ст­ва (по его мне­нию, про­воз­гла­ше­ние фор­маль­но­го ра­вен­ст­ва не­рав­ных гра­ж­дан яв­ля­ет­ся об­ма­ном), гра­ж­дан­ское (оно же бур­жу­аз­ное) об­ще­ст­во гла­вен­ст­ву­ет над го­су­дар­ст­вом и ис­поль­зу­ет его для об­слу­жи­ва­ния сво­их ин­те­ре­сов. Позд­нее А. Грам­ши рас­ши­рил мар­кси­ст­скую трак­тов­ку Г. о. По его мыс­ли, го­су­дар­ст­во – ин­сти­тут по­ли­тич. при­ну­ж­де­ния, а Г. о. – это сфе­ра куль­тур­ных и идео­ло­гич. прак­тик, где фор­ми­ру­ет­ся об­ществ. мне­ние, влияю­щее на го­су­дар­ст­во. Совр. мар­ксис­ты гл. роль Г. о. ви­дят в ро­ли по­сред­ни­ка ме­ж­ду эко­но­мич. сфе­рой и го­су­дар­ст­вом.

В ис­то­рии 20 в. со­дер­жат­ся по­пыт­ки пре­одо­ле­ния дуа­лиз­ма го­су­дар­ст­ва и Г. о., в ви­де то­та­ли­та­риз­ма и го­су­дар­ст­ва все­об­ще­го бла­го­ден­ст­вия в поль­зу го­су­дар­ст­ва-дик­та­то­ра и унич­то­же­ния Г. о. (сво­бо­ды лич­но­сти) – в пер­вом слу­чае, го­су­дар­ст­ва-бла­го­де­те­ля и гра­ж­да­ни­на-иж­ди­вен­ца – во вто­ром.

Современные представления о гражданском обществе

Ис­сле­до­ва­те­ли кон. 20 – нач. 21 вв. под­чёр­ки­ва­ют, что ме­ж­ду по­ня­ти­ем «Г. о.» и од­но­по­ряд­ко­вым ему по­ня­ти­ем «об­ще­ст­во» есть не толь­ко оче­вид­ная взаи­мо­связь, но и весь­ма су­ще­ст­вен­ные раз­ли­чия.

Об­ще­ст­во как со­во­куп­ность от­но­ше­ний ме­ж­ду людь­ми ста­но­вит­ся гра­ж­дан­ским лишь на оп­ре­де­лён­ной ста­дии сво­его раз­ви­тия. По­это­му ка­те­го­рия Г. о.

 от­ра­жа­ет но­вое ка­че­ст­вен­ное со­стоя­ние об­ще­ст­ва, ос­но­ван­ное на раз­ви­тых фор­мах его са­мо­ор­га­ни­за­ции и са­мо­ре­гу­ля­ции, на оп­ти­маль­ном со­че­та­нии пуб­лич­ных (го­су­дар­ст­вен­но-об­ще­ст­вен­ных) и ча­ст­ных (ин­ди­ви­ду­аль­ных) ин­те­ре­сов при оп­ре­де­ляю­щем зна­че­нии по­след­них.

Гра­ж­дан­ско­му об­ще­ст­ву про­ти­во­сто­ит не про­сто «не гра­ж­дан­ское» об­ще­ст­во, т. е. об­ще­ст­во, не об­ла­даю­щее ка­че­ст­ва­ми гра­ж­дан­ско­го, а об­ще­ст­во на­си­лия, по­дав­ле­ния лич­но­сти и гос. кон­тро­ля над об­ществ. и лич­ной жиз­нью его чле­нов.

Г. о. по сво­им внутр. свой­ст­вам долж­но быть пра­во­вым. В ус­ло­ви­ях Г. о.

сво­бо­да и спра­вед­ли­вость вы­сту­па­ют фак­то­ра­ми, упо­ря­до­чи­ваю­щи­ми дея­тель­ность лю­дей, кол­лек­ти­вов и ор­га­ни­за­ций. Од­на­ко отд. че­ло­век как член Г. о.

 об­ре­та­ет сво­бо­ду в ре­зуль­та­те сво­ей спо­соб­но­сти под­чи­нять­ся при­ня­тым в нём нор­ма­тив­ным тре­бо­ва­ни­ям и при­зна­ния рав­ной сво­бо­ды др. лю­дей.

Дру­гая осо­бен­ность Г. о. свя­за­на с тем, что ос­но­вой функ­цио­ни­ро­ва­ния та­ко­го об­ще­ст­ва яв­ля­ет­ся не про­сто соз­да­ние оп­ре­де­лён­но­го по­ля (про­стран­ст­ва) реа­ли­за­ции ча­ст­ных ин­те­ре­сов, юри­ди­че­ски не­за­ви­си­мо­го от гос.

вла­сти, но дос­ти­же­ние вы­со­ко­го уров­ня са­мо­реа­ли­за­ции, са­мо­ре­гу­ля­ции об­ще­ст­ва. Осн. функ­ции по на­ла­жи­ва­нию со­вме­ст­ной дея­тель­но­сти чле­нов Г. о. в отд. сфе­рах (пред­при­ни­ма­тель­ст­ве и др. ви­дах дея­тель­но­сти, се­мей­ных от­но­ше­ни­ях, лич­ной жиз­ни и т. п.

) долж­ны осу­ще­ст­в­лять­ся в этом слу­чае не с по­мо­щью ору­дий и средств стоя­щей над об­ще­ст­вом гос. вла­сти как «осо­бой пуб­лич­ной вла­сти», а са­мим об­ще­ст­вом на прин­ци­пах ак­тив­но­го уча­стия, са­мо­ог­ра­ни­че­ния и са­мо­управ­ле­ния. Функ­цио­наль­ная ха­рак­те­ри­сти­ка об­ществ совр.

ти­па за­клю­ча­ет­ся не толь­ко в том, что го­су­дар­ст­во «ус­ту­па­ет» оп­ре­де­лён­ную сфе­ру ча­ст­ных ин­те­ре­сов са­мо­му об­ще­ст­ву, «от­да­ёт» ему на от­куп ре­ше­ние тех или иных про­блем.

На­про­тив, са­мо об­ще­ст­во, дос­ти­гая но­во­го уров­ня сво­его раз­ви­тия, при­об­ре­та­ет спо­соб­ность са­мо­стоя­тель­но, без вме­ша­тель­ст­ва го­су­дар­ст­ва, осу­ще­ст­в­лять со­от­вет­ст­вую­щие функ­ции. Бо­лее то­го, раз­ви­тое Г. о. спо­соб­но вли­ять на оп­ре­де­лён­ные по­ли­тич. ре­ше­ния; на­ря­ду с де­мо­кра­тич.

про­це­ду­ра­ми, дей­ст­вен­ной пра­во­вой сис­те­мой и об­ществ. мне­ни­ем яв­ля­ет­ся од­ним из элементов сдер­жи­ва­ния воз­мож­но­го про­из­во­ла вла­стей, со­став­ля­ет не­об­хо­ди­мый для ста­биль­но­го, ус­той­чи­во­го раз­ви­тия про­ти­во­вес го­су­дар­ст­ву.

В от­ли­чие от пред­став­ле­ний о Г. о., аб­со­лю­ти­зи­рую­щих ча­ст­ные ин­те­ре­сы (их гл. но­си­те­ли – ча­ст­ные соб­ст­вен­ники), пред­став­ле­ния о Г. о.

по­стин­ду­ст­ри­аль­но­го пе­рио­да ос­но­вы­ва­ют­ся на при­зна­нии не­об­хо­ди­мо­сти обес­пе­че­ния оп­ти­маль­но­го, гар­мо­нич. со­че­та­ния ча­ст­ных и об­ществ. ин­те­ре­сов.

Осо­бое зна­че­ние это име­ет для пост­со­циа­ли­сти­че­ских и эко­но­ми­че­ски сла­бо­раз­ви­тых стран, всту­пив­ших на путь мо­дер­ни­за­ции.

Структурные компоненты гражданского общества

Пре­ж­де все­го Г. о. – это об­ще­ст­во ци­ви­ли­зо­ван­ных ры­ноч­ных от­но­ше­ний. В ры­ноч­ных ус­ло­ви­ях со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция Г. о. име­ет слож­ный со­став, она от­ра­жа­ет раз­ли­чия отд. со­ци­аль­ных групп (или страт) в сис­теме от­но­ше­ний соб­ст­вен­но­сти, про­из­вод­ст­ва и, со­от­вет­ст­вен­но, рас­пре­де­ле­ния ма­те­ри­аль­ных благ.

В со­от­вет­ст­вии с этим кри­те­ри­ем мож­но вы­де­лить три осн. груп­пы, со­став­ляю­щие Г. о., – на­ём­ных ра­бот­ни­ков, пред­при­ни­ма­те­лей и не­тру­до­спо­соб­ных гра­ж­дан. Дос­ти­же­ние взве­шен­но­го ба­лан­са эко­но­мич. ин­те­ре­сов и ма­те­ри­аль­ных воз­мож­но­стей этих групп обес­пе­чи­ва­ет ус­той­чи­вость раз­ви­тия и по­ли­тич.

ста­биль­ность кон­крет­ных об­ществ. Об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. ор­га­ни­за­ция Г. о. от­ли­ча­ет­ся от го­су­дар­ст­вен­но-по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции, от гос. управ­ле­ния об­ще­ст­вом. Ре­аль­ный де­мо­кра­тизм Г. о.

как ос­но­ва обес­пе­че­ния дей­ст­ви­тель­ной сво­бо­ды лич­но­сти ста­но­вит­ся воз­мож­ным имен­но то­гда, ко­гда об­ще­ст­во, при­об­ре­тая ка­че­ст­ва гра­ж­дан­ско­го, пра­во­во­го, вы­ра­ба­ты­ва­ет соб­ст­вен­ные, не­го­су­дарств. об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. ме­ха­низ­мы са­мо­ре­гу­ля­ции и са­мо­ор­га­ни­за­ции. Про­ис­хо­дит т. н. по­ли­тич.

ин­сти­ту­цио­на­ли­за­ция Г. о., т. е. об­ще­ст­во са­мо­ор­га­ни­зу­ет­ся с по­мо­щью та­ких ин­сти­ту­тов, как по­ли­тич. пар­тии, мас­со­вые дви­же­ния, проф. сою­зы, жен­ские, ве­те­ран­ские, мо­ло­дёж­ные, ре­лиг. ор­га­ни­за­ции, творч. сою­зы, зем­ля­че­ст­ва, фон­ды, ас­со­циа­ции и др. доб­ро­воль­ные объ­е­ди­не­ния гра­ж­дан, соз­да­вае­мые на ос­но­ве их по­ли­тич.

, проф., куль­тур­ных и иных ин­те­ре­сов. Важ­ной кон­сти­ту­ци­он­ной ос­но­вой по­ли­тич. ин­сти­ту­цио­на­ли­за­ции Г. о. яв­ля­ет­ся прин­цип по­ли­тич. и идео­ло­гич. плю­ра­лиз­ма (мно­го­об­ра­зия), мно­го­пар­тий­ность.

Источник: https://bigenc.ru/sociology/text/2375501

Гражданское общество: понятие, признаки, структура. Функции гражданского общества

Статья функции гражданского общества. Взаимоотношения общества и государства. Как формируется гражданское общество

Гражданское общество, понятие, признаки, структура которого будут подробно описаны в статье, считается основной опорой любой настоящей демократии.

Оно выступает залогом ее укрепления и сохранения, способствуя ее формированию. Главным противником развития в государстве тоталитаризма является именно гражданское общество.

Каковы основные признаки этой формации? Как проявляется ее деятельность? Об этом далее.

Общие сведения

Гражданское общество призвано обеспечивать защиту социума от разнообразных злоупотреблений власти. Оно способствует ограничению коррупции, препятствует нарушению прав человека. В России структура и функции гражданского общества сегодня только начинают формироваться.

Это проявляется в первую очередь провозглашением свобод и прав личности как высшей ценности социума, которая определяет содержание и смысл деятельности органов власти.

Среди предпосылок, вследствие которых стала формироваться структура гражданского общества, кратко можно назвать следующие:

  • Появление многопартийности.
  • Развитие рыночных отношений.
  • Реализация принципа разделения власти.

Более обширному влиянию гражданского общества на деятельность государства препятствует бюрократическая система.

Образование

Гражданское общество – понятие, признаки, структура этой формы организации людей – проходило достаточно продолжительный период становления в ходе исторического развития. В результате, оно стало мощнейшим социальным образованием.

Гражданское общество начало функционировать не только в качестве исключительно государственной, но и социальной структуры. При переходе к рыночным отношениям происходит существенное имущественное расслоение образования.

Для этого периода характерно увеличение социальных, межнациональных в том числе, конфликтов. Все эти факторы негативным образом сказываются на процессе формирования и становления гражданского общества.

Сегодня на первый план выходят вопросы обеспечения социальной защищенности людей, реализации принципов справедливости в государственном управлении.

Понятие и сущность гражданского общества

Сегодня определение существенно обогатилось содержательно и считается весьма многозначным. В общем смысле оно предусматривает наивысшую форму организации людей. В структуру гражданского общества входят частные лица, институты и группы.

Все они не имеют прямой зависимости от политического государства. Также структура гражданского общества кратко может быть рассмотрена в качестве объединения, в котором имеют место развитые культурные, правовые, политические, экономические взаимоотношения между образующими его индивидами.

Данные связи при этом не опосредованы государством.

Понятие и сущность гражданского общества можно рассмотреть с двух точек зрения. В соответствии с первой, данная форма организации представляет собой комплекс межличностных отношений, а также социальных институтов.

В данном случае в структуру гражданского общества входят экономика, культура, образование, семья, религия и прочее. В развитии этих взаимоотношений участие государства не предусмотрено. За счет этого комплекса взаимодействий обеспечивается удовлетворение социальными группами и индивидами собственных интересов и потребностей.

Понятие гражданского общества в философии предполагает идеальную модель становления формирования. В соответствии с этой точкой зрения, социальное образование состоит из суверенных свободных личностей.

При этом они должны иметь самые широкие социально-экономические, политические, культурные и прочие права, активно участвовать в государственном управлении и беспрепятственно удовлетворять самые разнообразные индивидуальные потребности.

Принципы

Они обеспечивают жизнедеятельность гражданского общества. К основным принципам относят:

  • Равенство свобод и прав всех людей.
  • Экономическую независимость индивидов.
  • Гарантированную юридическую защиту свобод и прав человека.
  • Свободу населения при формировании движений и партий.
  • Законодательно гарантированную возможность людей образовывать независимые объединения по профессиональным признакам и интересам.
  • Обеспечение необходимых условий, материальных в том числе, для развития культуры, воспитания населения, науки, образования и прочего.
  • Существование стабилизирующего механизма, обеспечивающего сохранность отношений между обществом и государством, а также безопасность первого.
  • Свободу образования и деятельности СМИ.

Какие особенности имеет гражданское общество? Каковы основные признаки этой формы организации

Существенной особенностью данного комплекса считается способность контролировать и противостоять государству. В истории имеет место множество периодов, в которых над властью побеждало гражданское общество. Сущность и структура формирования может пребывать в разном состоянии.

К примеру, на Востоке этот комплекс в целом считается “аморфным”, а вот государство имеет неограниченные возможности и власть, проникая во все сферы жизни. Что касается России, то здесь государство, как правило, побеждало и подчиняло гражданское общество. Сущность и структура комплекса постоянно испытывают давление со стороны власти.

Ярким примером может служить 70-летний период тоталитаризма в стране. В результате него историческое развитие практически зашло в тупик. В современной России гражданское общество стало рассматриваться под другим углом. К нему появился интерес как к политическому идеалу.

Признаком гражданского общества выступает и стремление обеспечить свободу и права личности, противостоять авторитарным проявлениям власти. Эта форма организации, кроме прочего, может взять на себя часть государственных задач, которые последнему выполнить не под силу.

Тем не менее, существует определенная зависимость гражданского общества от власти. Ее степень зависит от способности объединяющихся людей удовлетворять свои потребности самостоятельно, не обращаясь за помощью к государству.

Прочие черты

Среди других признаков гражданского общества следует отметить:

  • Развитые правовые, культурные, политические, экономические взаимоотношения между индивидами.
  • Способность контролировать государство.
  • Наличие механизмов саморегулирования и самоконтроля.
  • Плюралистический характер. Он проявляется во множестве партий, форм собственности и прочем.
  • Отсутствие человеческого закрепощения. В обществе взаимодействующие люди считаются его основой.
  • Развитость и многообразность структуры, которая отражает различные интересы слоев и групп, разветвленность демократии.
  • Высокая степень психологического, интеллектуального развития людей, способность к самостоятельной деятельности при привлечении к тому или иному институту комплекса.
  • Законообеспеченность.

В рамках гражданского общества наиболее полно обеспечиваются свободы и права его членов. В комплексе также имеет место конкуренция между группами.

В здоровом обществе у его членов свободно формируется собственное мнение, развита информированность, реально реализуется право на информацию. Жизненная деятельность комплекса базируется на координационном принципе.

Этим общество отличается от госаппарата. В нем взаимодействия происходят по принципу субординации, строгого подчинения.

Составные элементы комплекса

Гражданскому обществу присуща особая структура. Ее компоненты – институты и формирования – обеспечивают условия для удовлетворения потребностей и реализации интересов коллективов, индивидов. Они способны оказывать необходимое давление на власть, заставляя ее служить на благо населения.

Структура – внутреннее обустройство – отражает взаимодействие и многообразие компонентов. Она обеспечивает динамизм и целостность развития. В качестве системообразующего начала, генерирующего волевую и интеллектуальную энергию в комплексе, выступает, собственно, человек, с характерными естественными интересами и потребностями.

Их внешнее выражение содержится в обязанностях и правах, закрепленных законодательно. Элементами структуры считаются разнообразные объединения и общности людей, а также устойчивые отношения между ними. В комплексе имеют место вертикальные и горизонтальные связи.

Фундаментом последних выступают разные взаимодействия, появляющиеся в процессе обеспечения общественной жизнедеятельности. К ним в первую очередь следует отнести экономические отношения. Они базируются на гарантированности и многообразии форм собственности.

Это считается основополагающим условием личностной свободы и в гражданском, и в прочем обществе. Также внутри системы развиты и социокультурные отношения. К ним относят этнические, семейно-родственные, религиозные и прочие устойчивые связи.

Социальные контуры

Фундаментом гражданского общества может выступать только многообразная, разветвленная социальная структура. Она отражает все разнообразие и богатство интересов членов групп и представителей слоев.

Значительная роль в процессе формирования социальных контуров принадлежит культурному плюрализму. Он включает в себя все компоненты духовной жизни, обеспечивает равноправие при участии всех индивидов в творческой деятельности.

В верхнем слое общества присутствуют отношения, которые связаны с личным выбором, политическими и культурными отличиями групп по интересам.

В заключение

Жизнедеятельность комплекса невозможна без наличия у его членов особых качеств и культуры.

Только тогда человека можно называть гражданином, когда он обладает мировоззрением, основанным на объединении чувства независимости и собственного достоинства, индивидуальности и уважения свобод и прав остальных людей при строгом соблюдении законов. Неотъемлемой чертой считается также наличие высоких нравственных идеалов.

Источник: https://FB.ru/article/172459/grajdanskoe-obschestvo-ponyatie-priznaki-struktura-funktsii-grajdanskogo-obschestva

Гражданское общество: основы взаимодействия с государством

Статья функции гражданского общества. Взаимоотношения общества и государства. Как формируется гражданское общество

Стартовая позиция гражданского общества в целом заключается в преобразовании коллективности, которая организована по природным законам в жизни людей, становлении каждого конкретно взятого индивида, вышедшего из сферы необузданной свободы, общего враждебного настроения. Итогом подобных тенденций является возникновение граждан в одном целостном обществе.

В термин «гражданское общество» закладывается постоянное усовершенствование, переход от не очень развитого состояния индивида, власти и общества к цивилизованным, развитым положениям. Основная предпосылка развития – общее равенство обязанностей, свобод, прав, взаимное равенство, равносильное развитие главных компонентов:

  • общества;
  • каждого конкретного индивида;
  • государства.

При главенстве любой конкретной сферы из тех, что названы выше, гражданское общество будет разрушено.

Что такое гражданское общество?

Формирование термина осуществляется с определением основных компонентов, свойств и характеристик, которые ему присущи, нахождением нюансов становления, функционирования. Гражданское общество имеет определенное влияние на государство:

  1. Преодолевается отчуждение граждан, их политических, социальных союзов от государственного управления, осуществления социальной, политической воли. Граждане страны активно включаются в общий политический процесс.
  2. Организация противовесов (оппозиции) в противовес правящей элите и властвующим государственным органам. Контрэлита является независимой от различных общественных организаций, государства, народных политических движений, групп давления, поддержки и СМИ.

Первым исходным компонентом гражданского общества считается суверенная личность, которая успешно функционирует в обществе демократических ценностей, правового государства.

Общество именуется «гражданским», поскольку состоит из свободных граждан, которые не являются подневольными подданными, поэтому не чувствуют стеснения в собственных действиях.

Каждая личность общества, которое считается гражданским, ориентирована исключительно на созидание.

Общество нередко функционирует, существует исключительно автономно без вмешательства государственных структурных подразделений, других личностей и наличия четких рамок, хотя систематически взаимодействует с государством.

Каждая личность реализует свои свободы, права, автономию, суверенитет с одновременным выполнением гражданских обязанностей.

Стандартные характеристики честности, порядочности, человечности составляют фундаментальные устои современного гражданского общества совместно с правовым государством в целом.

Государство в условиях наличия гражданского общества не имеет простых форм. Оно становится правовым и ведет деятельность, строго ограниченную рамками, которые определяются законом.

Государство преодолевает огосударствление различных жизненных сфер и обеспечивает их эффективное регулирование, которое так необходимо обществу.

Хотя такое государство фактически невозможно представить без единого этического, культурного, идеологического, политического механизма влияния гражданского общества на органы власти, а также государственную социальную жизнь. Представленный механизм практически представляет собой реализацию демократизма в реальности.

>>  Применение правил подсудности при рассмотрении дел в судах

Формирование гражданского общества

Интеграция элементов функциональной и социальной структуры общества осуществляется через организацию взаимодействия их между собой и обществом как единым целым.

Существуют централизованный и децентрализующий способ объединения в целостность самостоятельно функционирующих общественных сфер и деятельности отделенных индивидов.

Исторически первым возник централизованный способ, связанный с построением государства, а впоследствии проявил себя и децентрализующий способ организации общественной жизни — формирование гражданского общества.

Государство возникло из сверхобщинного центра кровнородственной общины после ее распада. Оно осуществляет жизненно важные функций общества, взаимодействие между относительно самостоятельными индивидами и областями общественной жизни. Поэтому с государством отождествляется целостность общества: оно выступает его организационным центром.

Взаимодействие государства и общества

Главное задание каждого государства — сохранение целостности общества и предотвращение его распада, что обеспечивается формированием верховной (суверенной) власти и органов ее осуществления, которые часто отождествляются с самим государством.

Ключевым признаком государственной власти является ее легитимность, которая означает признание всеми членами общества права осуществлять соответствующие действия государственными органами.

Реализация государственной власти приобретает разнообразные формы — от принятия правовых актов и управленческих решений, обязательных для выполнения всеми членами общества, к применению силы и принудительным действиям.

Противоположным полюсом относительно государства как центра общества являются самостоятельно действующие индивиды или общественные субъекты.

Их природа и условия деятельности определяются совокупностью прав, которыми они владеют и реализуют свою принадлежность к данному обществу.

Право является одной из наиболее глубоких категорий обществоведения, которое раскрывает общественную природу человека и его связь с обществом. Историческое развитие объема и форм прав индивидов отображает эволюцию общества.

Взаимодействие между двумя полюсами общества (центром, олицетворением которого является государство или церковь, и общественными субъектами) обеспечивается в процессе осуществления государственной или духовной власти, обеспечения прав субъектов.

Поэтому особенности организации каждого общества можно раскрыть через определение характера власти и средств ее реализации, с одной стороны, и совокупности прав субъектов, условий их осуществления, которые являются главными в деятельности государства, с другой стороны.

>>  Государство: что включает в себя определение? Особенности, функции

Источником движущих сил, которые обеспечивают функционирование и развитие общества, является активная деятельность субъектов.

Она формируется в процессе достижения личных целей, связанных с обеспечением потребностей и развитием способностей каждого человека, и проявляется в качестве интересов индивидов.

Общество влияет на действие этой живой силы социального развития, на интересы индивидов через установление разнообразных стимулов.

Взаимодействие интересов субъектов и внешних стимулов ведет к появлению определенной мотивации деятельности субъектов.

Здесь следует усматривать сложное сочетание живой силы индивидов, направленной на достижение собственных целей, и сил власти (государства, денег или морально-этичных императивов), что подчинены реализации общих целей.

Мотивация дает возможность раскрыть процессы саморазвития общества в целом и его отдельных сфер, источники внутренних сил, условия и особенности их реализации.

Что особенного в правовом государстве?

Правовое государство имеет признаки:

  1. Безраздельное верховенство правового закона в общественной, государственной жизни:

а) Распространение правового закона на различные области общественной жизни, элементы общества, а также всех граждан без исключения. В государстве на всех уровнях утверждается главенство правового закона. Никто не вправе обходить его положения, предписания. Если же наблюдается их нарушение, виновные понесут наказание, которое предусматривается правовым законом.

б) Правовой закон принимается представительным высшим государственным органом власти или народом на референдуме во время волеизъявления – это основа правовой системы, обладающая максимальной юридической силой. Другие различные нормативные акты, которые представляют собой инструкции, директивы, распоряжения, приказы, решения, указы и постановления, считаются подзаконными.

в) Распространение правового закона на общество и государство, которое его породило. Он связывает, вводит ограничения на работу государственных структур, должностных лиц при помощи рамок компетенции, строго установленных на государственном уровне. Выхода из них не допускается. Таким образом, удается предотвратить произвол, злоупотребление властью, вседозволенность во всех делах государства.

г) Правовым законом регулируются важные вопросы общественной, государственной жизни без допуска приоритетов различных подзаконных нормативных актов и документов, которые носят исключительно ведомственный характер. В их задачи входит обслуживание групповых, но не общенародных и общегосударственных интересов. Конституция страны официально отражает верховенство правовых законов.

  1. За личностью признаются неприкосновенные, нерушимые, неотъемлемые свободы, права, а также общая ответственность индивидов, государства.
  2. Государственная власть функционирует, организуется на основе принципа, разделяющего власть. Разные ветви власти государства имеют полномочия, которые в обществе балансируются при помощи системы противовесов, сдержек, препятствующих утверждению рискованной управленческой односторонности. Их применение позволяет получить условия, оптимизирующие работу государственных структур. Кроме того, они увеличивают эффективность механизма управления в целом.

>>  Правовые основы семейных отношений в Российской Федерации

Важный элемент гражданского общества – это именно само общество с различными компонентами, которые в него входят. Речь идет об общественных организациях, трудовых коллективах, семье, союзах, ассоциациях предпринимателей, кооперативах, церкви, СМИ и проч.

Естественно, не менее значимую роль играет экономика. В имущественных отношениях современного гражданского общества и экономической деятельности главная роль отдается именно человеку-собственнику. При этом содержание термина «собственник», как правило, не следует ограничивать только наличием средств производственной деятельности.

Другой особенностью существования гражданского общества является наличие самоуправленческих начал, заложенных в основе развития, функционирования. Согласно с ней граждане выступают одновременно и управляемыми, и управляющими.

Если демократия составляет политическую оболочку общества, в таком случае управленческие начала ему свойственны внутренне. Они составляют его качественную черту, которая является неотъемлемой при функционировании.

Гражданское общество – это система, которая имеет саморазвивающийся, самоорганизующийся, саморегулирующийся характер.

Какие особенности имеет гражданское общество?

В гармоничном единении с самоуправленческими началами также пребывает специфическая особенность жизнедеятельности гражданского общества, в частности, речь идет о приоритете, преобладании в ней разных горизонтальных отношений, связей над иерархическими, выступающими в роли вертикальных.

Также к важным специальным особенностям существования гражданского общества причисляется мировоззренческий плюрализм (перевод с лат. как «множественный»).

Гражданское общество, в составе которого содержится огромное количество независимых элементов, отличающихся между собой, изначально имеет структуру с плюралистическим характером взаимоотношений между ними.

По данной причине исключительное значение отдается консенсусу (единодушию, согласию) в качестве важнейшего компонента общества, организованного плюралистически.

Гражданское общество – комплекс независимых, самостоятельных социальных составляющих (отдельных индивидов, а также организаций, объединений, учреждений, которые они создают), выражающих собственную волю во время равноправных, свободных отношений. Кроме того, осуществляется реализация интересов, удовлетворение личных потребностей, в процессе чего обеспечиваются оптимальные условия для успешного развития, функционирования.

Источник: http://rrepetitor.ru/law/grazhdanskoe-obshhestvo-osnovy-vzaimodejstviya-s-gosudarstvom/

Законы и акты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: