Ст 14 фз 190 о теплоснабжении

Закон о теплоснабжении

Ст 14 фз 190 о теплоснабжении

Государство ставит перед энергетиками задачу бесперебойного снабжения граждан тепловой энергией. Развитие эффективной системы регулирования отношений между производителями тепла и потребителями невозможно без надёжной правовой основы.

Федеральный закон «О теплоснабжении»

27 июля 2010 года Президент РФ подписал Федеральный закон N 190-ФЗ «О теплоснабжении». Этот нормативный акт существенно изменил структуру управления теплоэнергетикой и систему договорных отношений по использованию тепловой энергии.

Сфера регулирования

Действие закона распространяется на все виды экономических взаимосвязей, возникающих при производстве, передаче и потреблении тепла.

ФЗ-190 определяет и контролирует следующие направления:

  • государственную политику при установлении тарифов;
  • организацию учёта производимой и потребляемой энергии;
  • передачу прав пользования государственными или муниципальными объектами энергетики;
  • технологические условия подключения к теплоснабжающим структурам;
  • распределение тепловой нагрузки;
  • порядок установки теплоносителей;
  • обеспечение безопасности и надёжности отопительных систем;
  • вопросы горячего водоснабжения с использованием открытых тепловых контуров.

Основные положения

Закон N 190-ФЗ закрепляет ключевые принципы организации теплообеспечения.

Государство устанавливает следующие приоритеты:

  • энергетическая эффективность производства и потребления тепла;
  • обеспечение надёжности при эксплуатации объектов;
  • развитие централизованного теплоснабжения;
  • преимущественное использование комбинированного производства тепловой и электрической энергии;
  • соблюдение экологической безопасности;
  • обеспечение условий для развития предпринимательства в теплоснабжающей отрасли.

Кроме того, нормы ФЗ-190 призваны обеспечить баланса интересов потребителей и организаций, производящих тепло и электроэнергию.

Распределение полномочий

Закон «О теплоснабжении» разграничивает возможности и обязанности органов власти на всех уровнях.

Правительство РФ:

  • разрабатывает мероприятия по реализации энергетической стратегии;
  • утверждает правила подключения и доступа к системам;
  • устанавливает основы ценообразования на тепловую энергию;
  • утверждает порядок контроля снабжающих организаций.

Региональные органы исполнительной власти:

  • устанавливают нормативы в сфере теплоснабжения (удельного расхода и запасов топлива, технологических потерь при передаче тепла);
  • разрабатывают программы по обеспечению надёжности функционирования объектов;
  • определяют топливно-энергетический баланс региона.

Администрации муниципальных образований:

  • организуют бесперебойную подачу тепла и горячей воды;
  • осуществляют контроль готовности к отопительному периоду;
  • отвечают на обращения потребителей (граждан и организаций) по вопросам качества предоставляемых услуг;
  • разрабатывают схемы тепловых систем.

При необходимости полномочия местных и региональных органов власти могут быть перераспределены (ФЗ-190, ст. 6.1).

Редакции закона

С момента принятия (27 июля 2010 года) в главный нормативный акт в области теплоснабжения внесено множество изменений и дополнений. Поправкам подвергались формулировки положений, были добавлены новые статьи и главы.

Изменения от 29.07.2017

Значительные изменения в ФЗ «О теплоснабжении» внесены с принятием 29 июля 2017 года закона N 279-ФЗ.

Читать так же:  Расселение коммуналок

В ФЗ-190 появилась статья 4.2, посвящённая порядку антимонопольного контроля.

В качестве объектов регулирования выступают:

  • распределение тепловой нагрузки;
  • заключение контрактов на предоставление услуг потребителям;
  • цены на услуги по отоплению и горячему водоснабжению.

Положения статьи 4.2 обязывают предприятия, доминирующие в области теплообеспечения, регулярно предоставлять информацию о своей деятельности.

Добавление главы 5.1 позволило регламентировать особенности правового регулирования в ценовых зонах.

В главу включено 11 статей, которые закрепляют:

  • условия и порядок формирования ценовых зон;
  • особенности тарифообразования;
  • определение максимальной стоимости тепловой энергии;
  • порядок заключения и исполнения договоров на оказание услуг;
  • правила установление платы за подключение к тепловым сетям;
  • требования к единым теплоснабжающим предприятиям;
  • особенности вывода в ремонт источников тепловой энергии.

Кроме этого, новшества коснулись порядка оформления аренды объектов теплообеспечения, которые принадлежат муниципальному образованию или государству.

Итоги реформирования

Основная цель реформы 2017 года — либерализация экономических отношений в тепловой отрасли. Новый формат рынка предусматривает постепенный переход к свободному образованию тарифов в ценовых зонах. Для этого в больших городах выбирается единое снабжающее предприятие (ЕТО), которое закупает тепло у производителей.

В обязанности поставщика входит:

  • обеспечение бесперебойной подачи тепла;
  • модернизация действующих систем;
  • строительство новых объектов.

Для того чтобы предотвратить появление завышенных тарифов, деятельность ЕТО контролируется Федеральной антимонопольной службой. Законодательство также регламентирует подписание концессионных документов в отношении энергетических объектов и сетей централизованного снабжения горячей водой.

Мнения экспертов

Ещё одно нововведение реформы 2017 года — метод альтернативной котельной. Альтернативная модель тарификации подразумевает, что местные исполнительные органы самостоятельно регулируют цены на услуги теплоснабжения.

Федеральный закон N 190-ФЗ (в последней редакции) предоставляет регулятору право устанавливать предельно допустимый тариф. При этом ценовой уровень определяется себестоимостью возведения альтернативного источника теплоснабжения.

Энергетики утверждают, что действующий механизм формирования тарифов невыгоден для долгосрочных инвестиций. Модель альтернативной котельной предоставляет возможность зафиксировать тариф и ежегодно изменять его на величину инфляции.

По мнению инвесторов, такой вариант гарантирует возврат капиталов, вложенных в отрасль теплоснабжения.

Производители энергии также поддерживают введение нового метода, который позволит привлечь необходимые средства для реконструкции изношенных тепловых сетей.

Однако многие эксперты находят недостатки в методе, предлагаемом энергетиками. Главным минусом специалисты считают резкое повышение стоимости тепловой энергии и горячей воды. Для потребителей это означает увеличение суммы коммунальных платежей, для местных властей — необходимость выделять дополнительные средства на субсидирование льготных категорий граждан.

Источник: https://zakonoved.su/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD-%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8.html

Фз 190 о теплоснабжении

Ст 14 фз 190 о теплоснабжении

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Один из насущных вопросов граждан Российской Федерации о стоимости услуг теплоснабжения и их качества долгое время не получал правовой основы. В связи с этим в июле 2010 года был принят закон, регламентирующий стоимость тепла и горячей воды, а также обязанности компаний, которые обеспечивают потребителей теплоэнергией.

Что представляет собой закон о теплоснабжении?

Федеральный закон № 190-ФЗ “О теплоснабжении” был принят Государственной Думой в третьем чтении 9 июля 2010 года и одобрен Советом Федерации 14 июля того же года. Закон был подписан президентом Российской Федерации и вступил в силу 27 июля 2010 года.

Закон о теплоснабжении устанавливает и регулирует правовую основу отношений, которые возникают при теплопроизводстве.Текущее законодательство определяет и контролирует следующие сферы:

  • производство, подача и потребление тепловой энергии;
  • регулирование тепловой мощности;
  • определение и установка теплоносителей;
  • использование теплопередающих систем;
  • создание, функционирование и развитие систем теплоснабжения;
  • полномочия государственных и местных органов власти в сфере теплоснабжения;
  • права и обязанности потребителей теплоэнергии и организаций теплоснабжения;
  • подача горячей воды, при которой используются открытые системы теплоснабжения.

При обеспечении горячей водой, законодательство не определяет уровень качества и безопасности её подачи.

ФЗ 126 о связи в последней редакции 2018 года. Подробности тут:

Фз о техническом регулировании в последней редакции. Читайте подробнее здесь:

ФЗ-190 осуществляет организацию теплоснабжения в соответствии со следующими принципами:

  • надёжность теплоснабжения в соответствии техническим регламентам безопасности;
  • энергетическая эффективность теплоснабжения;
  • комбинированная выработка электрической и тепловой энергии;
  • совершенствование централизованных систем теплоснабжения;
  • баланс экономических интересов организаций теплоснабжения и интересов потребителей;
  • стабильные условия для предпринимательской деятельности в области теплоснабжения;
  • экономическая обоснованность доходов теплоснабжающих организаций;
  • экологическая безопасность;
  • безопасная эксплуатация теплоснабжающих объектов;

Настоящие положения определяют общую государственную политику в сфере теплообеспечения, которая ставит приоритет на соблюдение данных положений с целью обеспечения безопасного, качественного и экономически прозрачного обеспечения граждан тепловой энергией.

Нововведения в законе 416 по ссылке:

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в законодательство о теплоснабжении были внесены 29.07.2017 с принятием закона № 279-ФЗ. При осуществлении данной редакции были внесены многочисленные поправки в формулировках положений, а также добавлены новые главы и статьи. Рассмотрим самые объёмные и значимые из них.

Введена статья 4.2, которая предусматривает порядок осуществления антимонопольного регулирования и контроля в области снабжения тепловой энергией. Надзор осуществляется соответствующим органом исполнительной власти согласно антимонопольному законодательству и положениям настоящего закона.

Целью регулирования является своевременное предупреждение, нахождение, ограничение и предотвращение действия или бездействия, которое может повлечь за собой такие последствия, как нарушение прав организаций, осуществляющих теплоснабжение, и прав потребителей.

Для достижения поставленных целей осуществляется контроль над следующими действиями:

  • необоснованный отказ в заключении соглашений о поставке тепловой энергии и контрактов по оказанию услуг, связанных с теплоснабжением, а также договоров по подключению к теплоснабжающей системе;
  • создание дискриминирующих или других неблагоприятных условий для потребителей с целью получения преимуществ теплообеспечивающей организацией;
  • намеренное создание препятствий по отношению к доступности услуг в области снабжения теплоэнергией;

Также антимонопольный контроль осуществляет регулировку:

  • цен на услуги теплового обеспечения;
  • распределения нагрузок в системе;
  • соблюдения порядков оформления контрактов в области теплоснабжения.

Субъекты, которые занимают лидирующие позиции в области обеспечения тепловой энергии, обязаны регулярно предоставлять антимонопольному органу информацию о своей деятельности для проверки на предмет нарушения требования текущего законодательства. При обнаружении правонарушений принимается решение о принудительном лишении теплоснабжающей организации её полномочий.

ФЗ №261 в последней редакции. Подробности по ссылке:

Добавлена глава 5, регулирующая особенности правового регулирования в ценовых зонах теплоснабжения.Глава состоит из следующих статей:

  • Ст. 23.3 даёт определение ценовым зонам и устанавливает порядок их формирования. Такими территориями считаются следующие:
    • городские округи с утверждённой схемой обеспечения тепловой энергией;
    • зона, в которую поставляется более половины теплоэнергии, вырабатываемой комбинированными источниками;
    • отнесение городского округа к ценовой зоне муниципальными властями в результате обращения граждан с соответствующим заявлением.
  • Ст. 23.4 предусматривает порядок установки ценовых значений на тепловые услуги в указанных зонах. После причисления округа к ценовой территории стоимость теплового обслуживания устанавливается государственными органами и не подлежит изменению. К данным услугам относятся следующие:
    • цена тепловой энергии, которая поставляется потребителям;
    • стоимость услуг по передаче теплоэнергии и теплоносителей;
    • цена вырабатываемого тепла, включая комбинированное производство электрической и тепловой энергии;
    • стоимость теплоносителей в виде пара и горячей воды, доставляемых потребителям в открытых и закрытых системах теплоснабжения;
  • Ст. 23.5 гласит, что в переходный период в ценовых зонах стоимость услуг по обеспечению тепловой энергией устанавливается в соответствии со статьями 7-10 и учётом положений п. 7.1 статьи 29 настоящего закона.
  • Ст. 23.6 предусматривает порядок установления предельной стоимости тепловых услуг в ценовых зонах. По завершению переходного периода орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен, утверждает стоимость услуг теплоснабжения для каждой системы с учётом индексов предельных ценовых значений и техническо-экономических условий работы тепловырабатывающих установок и сетей.
  • Ст. 23.7 устанавливает следующие требования к работе единой организации, осуществляющей теплоснабжения в ценовой зоне:
    • теплоснабжающая организация обязана регулярно размещать в интернете на своём официальном сайте информацию о своей деятельности;
    • до окончания переходного периода тепловая компания обязана разработать и опубликовать для общего доступа, а также отправить антимонопольному органу следующую информацию:
      • стандарты качества предоставляемой теплоэнергии пользователям и порядок их обслуживания;
      • особенности взаимодействия с другими теплоснабжающими организациями;
    • единое теплообеспечивающее учреждение обязано осуществлять строительство, реконструкцию и модернизацию теплоснабжающих объектов и систем, для улучшения надёжности и качества.
  • Ст. 23.8 предусматривает особенности заключения договоров о теплоснабжении в ценовых зонах.
    • С началом переходного периода в течение трёх месяцев теплоэнергетическая организация обязана направить всем потребителям уведомление о заключении контракта. Граждане должны в течение тридцати дней с момента получения вышеуказанного уведомления заключить договор или отправить мотивированный отказ.
    • Соглашение между потребителем и единой теплоснабжающей организацией должен обязательно предусматривать следующие положения:
      • способы определения объёмов тепловой энергии, которая доставляется потребителю, мощность теплоносителя, а также используемые для этого приборы учёта;
      • параметры качества тепловой энергии и допустимые отклонения от них и перерывы в обеспечении;
      • снижение тарифов на теплоэнергию при нарушении значений качества и допустимых отклонений;
      • режим потребления теплоресурса;
      • ответственность сторон за нарушение положений контракта;
  • Ст. 23.9 устанавливает порядок обеспечения параметров качества теплоподачи и ответственность за отклонения от них.
    • Единая теплоснабжающая организация обязана соблюдать следующие условия теплообеспечения, предусмотренные в контрактах с потребителями:
      • слежение за параметрами качества и допустимыми перерывами в теплоснабжении и обязательное их соблюдение;
      • публикация на официальном информационном ресурсе информации о нарушениях качества обеспечения тепловой энергией;
      • понижение стоимости на предоставляемые услуги, если нарушается их качество и допустимые отклонения;
    • Если у потребителя есть задолженность по оплате тепловой энергии, тогда снижение стоимости услуг осуществляется только после погашения им долгов.
  • Ст. 23.10 описывает особенности подключения с системе теплоснабжения.
    • Подключение с системе теплообеспечения осуществляется во время переходного периода.
    • Для этого заинтересованное лицо должно обратиться в компанию, которое предоставляет тепловую энергию для заключения договора о подключении. Вся обязательство по установке оборудования берёт теплоснабжающая организация. Подключение производится в соответствии с положениями статьи 14 настоящего закона.
  • Ст. 23.11 определяет особенности и условия распределения тепловой нагрузки, которые осуществляются по принципу уменьшения потери энергии теплоносителем, а также исходя из приоритетов снабжения и технических условий выработки тепла;
  • Ст. 23.12 предусматривает принципы вывода источников тепловой энергии и их сетей, а также порядок проведения ремонтных работ и эксплуатации.
    • Ремонт тепловых сетей производится теплоснабжающей организацией по согласованию с органами местного самоуправления в переходный период. В случае необходимости осуществления ремонтных работ во время отопительного сезона, компания обязана заранее предупредить об этом потребителей.
  • Ст. 23.13 устанавливает правила модернизации систем теплоснабжения и утверждения новых схем.
    • Согласно положениям статьи, разработкой проектов теплообеспечения занимается соответствующая организация или органы местного самоуправления. План проекта должен содержать следующие положения:
      • принципы, предусмотренные частью 3 статьи 23 настоящего законодательства;
      • информация о мощности теплоэнергетических источников;
      • список строительных и восстановительных мероприятий;
      • данные о тепловой нагрузке теплоносителя;
      • цели, которые теплоснабжающая организация должна достичь при реализации проекта;
    • План утверждается в муниципальных органах самоуправления. При положительном решении властей, компании выдаётся соглашение об исполнении схемы теплоснабжения, которое должно содержать следующую информацию:
      • цели, которые должны быть реализованы теплообеспечивающей организацией;
      • обязанности компании по реализации поставленного проекта и соответствующих мероприятий;
      • ответственность за неисполнение или нарушение условий договора;
      • предоставление гарантий теплоэнергетической организацией о выполнении намеченных работ;
      • правила установления прав собственности на объекты теплоснабжения, которые соответственно плану должны быть построены, усовершенствованы или восстановлены.
    • Данное соглашение должно быть опубликовано в общедоступном информационном ресурсе в течение 10 дней с момента его подписания.
  • Глава 6.1 дополнена статьёй 28.5, предусматривающей особенности заключения договоров аренды объектов теплоснабжения:
    • Согласно положениям настоящей статьи, единая теплообеспечивающая организация в ценовых зонах обладает правом на предоставление в аренду тепловых объектов, которые находятся в собственности государства или муниципалитета. При этом данное право является преимущественным и для этого не требуется проводить конкурс среди потенциальных арендаторов;
    • Если теплоэнергетическая компания отказывается от заключения договора аренды или не отвечает на заявку в тридцатидневный срок, орган исполнительной власти, ответственный за передачу прав владения государственными или муниципальными владениями, проводит конкурс на возможность подписания договора аренды;
    • При участи в конкурсе на аренду объектов теплоснабжения, потенциальные арендаторы должны предоставить банковскую гарантию, соответствующую следующим условиям:
      • безотзывность и непередаваемость;
      • срок действия более одного года;
      • сумма банковской гарантии должна быть не меньше установленной конкурсной документацией;
      • соответствие обязательств принципала и арендатора;
    • Все стороны заключенного соглашения об аренде обязаны выполнять требования, предусмотренные частями 23-33 статьи 28.1 настоящего закона.

Закон о теплоснабжении постоянно редактируется и дополняется с целью улучшения качества предоставляемых услуг и их стоимости для обеспечения доступности теплоэнергии и защиты прав потребителей.

Скачать новую редакцию 190 ФЗ

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 “О теплоснабжении” рекомендуется скачать документ с последними изменениями по ссылке ниже.

Скачать ФЗ-190

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/fz-190-o-teplosnabzhenii/

Законы и акты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: