Мой дневник. «пятая графа»: как в ссср определяли национальность

Зачем в советском паспорте была пятая графа

Мой дневник. «пятая графа»: как в ссср определяли национальность

Одним из новшеств, привнесённых советским строем в российские реалии была система всеобщей паспортизации. При этом развивалась система паспортов в Стране Советов медленно и поэтапно. И в целом была мерой, скорее, вынужденной.

Всеобщая паспортизация городского населения была объявлена 27 декабря 1932 года, до этого советские паспорта выдавались в качестве «заграничных». В основном, тем гражданам, которым было разрешено и поручено отправляться за рубеж, чтобы представлять там советские интересы. И именно про такой паспорт писал Маяковский в своем бессмертном про «широкие штанины».

Бюрократическая свобода

Но такая бюрократическая свобода до 1932 года создавала массу бытовых и криминальных проблем. Огромные массы людей свободно кочевали по просторам страны, а особенно активно этим пользовался криминальный элемент, который мог в те годы «гастролировать» практически без ограничений, пока не поймают.

Потому в советском паспорте появились графа о прописке. Которая позволяла, как и сам документ, фиксировать передвижения гражданина и определённым образом «привязывать» его к месту жительства.

Вопреки общему мнению, сельским жителям паспорта также выдавались, хотя их всеобщая паспортизация наступила гораздо позже, в семидесятые. Просто паспорта колхозники получали в случае поступления в ВУЗ или с началом военной карьеры, или переезжая в город на обговоренное уже рабочее место.

Графа о национальности

По поводу «прописки», которая сейчас обозначается, как «регистрация», до сих пор спорят специалисты. Но была в советском паспорте и так называемая «пятая графа», или же графа о национальности.

Вообще, чисто технически пятой эта графа была не в советском паспорте, а в «Личном листке по учёту кадров паспортных органов МВД СССР» на основании которого и оформлялся советский паспорт.

Критики графы «национальность», да и многие исследователи видят в ней не только механизм дополнительного контроля, но и возможность для ущемления отдельных граждан СССР по национальному признаку. Но самое интересное что изначально все обстояло с точностью до наоборот.

СССР был подчеркнуто многонациональной страной единого советского народа. Но именно «много»-национальной, а не «безнациональной».

Поэтому графа «национальность» в теории и в рамках советской идеологии не только не была дискредитирующей, но, напротив, подчеркивала эту самую многонациональность, а через это и единство всего советского народа. Но это, как говорится, в теории. На практике же вышло не совсем так.

Изначально национальность человека определялась по национальности родителей. При этом, в СССР был список этих самых национальностей. Что характерно, он периодически ещё и менялся.

По национальности отца

Изначально, согласно спискам 1924-1926 года в СССР проживали представители двухсот национальностей. При этом, как правило, гражданин получавший паспорт, определял свою национальность по национальности отца, хотя были и исключения.

В 1974 году паспортизация в Советском Союзе продолжалось. Теперь право на получение документа имели и колхозники, жители сельской местности. Одновременно с этим, изменился и подход к определению национальности.

Графа в паспорте была все такой же обязательной, но теперь гражданин мог по собственному выбору записать себя в ту или иную народность. Но вот самое интересное, что примерно в эти же годы начинается и варьирование списка «официальных» национальностей. В 1959 году было 126, в 1979 – 123, в 1989 – 128.

Гонения по национальному признаку

Что касается гонений по национальному признаку, то ряд учёных фиксируют в советской истории случаи депортации представителей десяти национальностей. К ним относят чеченцев, крымских татар, корейцев, карачаевцев, ингушей, немцев, балкарцев и ряд других.

Также, во времена сталинских чисток, нелегко пришлось советским евреям.

При этом, учёные указывают не только на факты депортации, но и на «мягкую дискредитацию» в позднем СССР по национальному признаку. Советские евреи по этому поводу придумали грустную шутку, где обозначали свою национальную принадлежность, как «инвалидность пятой группы».

Но стоит снова оговориться, что скорее Сталин и тогдашнее советское руководство увидело в графе «национальность» удобный практический механизм уже после его ввода. Изначально же, «пятая графа» была скорее идеологическим механизмом, и каких-то систематических практик не предполагала.

Что интересно, с крушением СССР советские паспорта не исчезли, и до сих пор считаются действительными на территории России, наряду с новыми паспортами граждан Российской Федерации, где графы «национальность» нет.

Периодически за её возвращение ратуют консерваторы, и общественная дискуссия по этому вопросу идет до сих пор. Однако, кажется, государство возвращать «пятую графу», как минимум в ближайшее время, не будет в силу особенностей нынешней российской национальной политики.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/zachem-v-sovetskom-pasporte-byla-piataia-grafa-5ee3f67658e89267a97aaceb

Пятая графа

Мой дневник. «пятая графа»: как в ссср определяли национальность

Сюда перенаправляется запрос «Инвалид пятой группы». На эту тему нужна отдельная статья.

Военный билет (выдан в 2002 году) с указанием национальности в пятой графе (на левой странице).

Пя́тая графа́ или пятый пункт — выражение, употребляемое в переносном смысле, означающее указание в документах национальности как факта принадлежности к определённой этнической общности[1].

В ссср

В ссср графа номер 5 для указания национальности была в формуляре Личного листка по учёту кадров паспортных органов МВД СССР (а не в паспорте, как часто ошибочно считается), на основании которого оформлялся паспорт; а также в таких же листках отделов и управлений кадров всех государственных организаций[2]

В Советском Союзе указание национальности в паспорте и других удостоверяющих личность документах носило обязательный характер. Национальность гражданина записывалась в эту графу на основании национальности родителей.

Если их национальность была разная, то в соответствии с Постановлением СМ СССР «О паспортной системе в СССР» от 28 августа 1974[3], гражданин имел право выбирать национальность отца или матери при получении им первого паспорта по достижении 16-летнего возраста.

После этого он менять национальность уже права не имел.

При этом человек мог определять свою национальную принадлежность только из числа официально признанных народов, проживавших на территории СССР, согласно Списку национальностей СССР, который был составлен в 1924-1926 годах.[4]

Зачастую, если национальность одного из родителей была «проблемной» (например, еврей, немец, крымский татарин и др.), человек выбирал себе национальность другого родителя, более приемлемую (русский, украинец, белорус и т. п.).[5][источник не указан 338 дней]

Если в сталинском СССР «национальная политика» часто сводилась к репрессиям и депортациям целых народов, то в послесталинское время наличие в документах графы «национальность» позволяло государству негласно и «неофициально» проводить в жизнь «мягкие формы» дискриминации и ограничения целых этносов в гражданских правах. Это касалось в первую очередь таких сфер жизни, как: право на проживание на определённых территориях СССР, право на профессию, образование и место работы;Если на территориях отдельных национальных республик дискриминациям могли подвергаться местные меньшинства (нетитульные народы в национальных окраинах), то на всей территории СССР постоянному негласному притеснению подвергались представители таких народов как евреи, немцы, крымские татары, греки, турки-месхетинцы и др. — в части приёма на работу, поступления в вузы, в аспирантуру, карьерного продвижения и занятия руководящих должностей, присуждений государственных наград и почётных званий, членства в государственных органах управления и советских представительских организациях, поездок за границу и т. п.[6][7][8][9][10][11][12][13]. Отсюда пошло ироническое выражение «инвалид пятой группы», обозначающее человека, имеющего «неподходящую» национальность[14].

В наше время

В большинстве стран мира созвучный термин (например, англ. nationality[15]) означает не национальность (принадлежность к этнической группе), а гражданство. Для обозначения этнического происхождения употребляются термины этничность (англ. ethnicity), этническая личность, этническая принадлежность; в паспортах это не указывается.[16]

В Российской Федерации

По определению Конституционного суда РФ, «национальность не может иметь юридического значения для статуса гражданина. Согласно Конституции гражданство РФ является единым и не зависит от оснований его приобретения».[17]

Отмена в 1990-е годы упоминания национальности в паспорте в Российской Федерации, а затем её введение, но уже в необязательном порядке вызывает бурные политические дискуссии[18][19][20].

При этом графа «национальность» (родителей) существует в свидетельстве о рождении, которая заполняется по желанию родителей ребёнка, а также в свидетельстве о браке и свидетельстве о перемене имени.

Графа «национальность» до сих пор существует в военном билете, правда, её не заполняют.

Проблема гораздо шире, чем наличие либо отсутствие отметки в паспорте и рассматривается в контексте роста межнациональной напряжённости. Например, Московская Городская Дума предложила поправки в «Закон о СМИ» с запретом упоминания национальности преступников и их жертв[21][22].

В настоящее время в России право граждан определять свою этническую принадлежность (национальность) самостоятельно и произвольно привело к любопытному явлению: во время переписи населения люди сообщали о своей принадлежности к народам, существование которых как отдельных наций под вопросом (к примеру, казаки, поморы), либо вообще к несуществующим (хоббиты, эльфы и пр.).[23]

В итоге приказом Росстата от 27.01.2010 г. № 74 был утверждён «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения … Всероссийской переписи населения 2010 года»[24] (в опросном листе национальность — пункт № 7).

Значительно увеличившийся список ограничен 1840 национальностями, среди которых, в частности, представлены «помесь», «советские», «человек земли», «человек мира», «иностранцы», «интернационалисты» и «жители вселенной», а также «кацапы», «хохлы», «бульбаши», «чухонцы», «чалдоны», «фараоны» и «скобари».

На Украине

На Украине национальность указывалась в свидетельстве о рождении, но с 2014 года в данном документе имеются лишь две графы — для указания гражданства родителей. В паспорте такая графа не предусмотрена.

Таким образом лицо не имеет никакой возможности как-то декларировать свою национальность, даже по желанию.

Возникавшие время от времени предложения о её возвращении в паспорт вызывали неоднозначную реакцию[25][26][27].

В Казахстане

Национальность в Казахстане указывается по желанию владельца в паспорте гражданина Республики Казахстан, удостоверении личности гражданина Республики Казахстан, дипломатическом паспорте и служебном паспорте Республики Казахстан[28]. В Свидетельстве о рождение указываются национальности родителей.

В Латвии

Национальность в Латвии указывается по желанию владельца в паспорте.

В Китае

В Китае в удостоверении личности обязательно указывается одна из 56 официально признанных в стране национальностей. Выбирать национальность по собственному желанию запрещено, национальность указывается та, которую имеет один из родителей.

В Узбекистане

В паспорте гражданина Узбекистана указание национальности является обязательным, наряду с гражданством.

В процессе оформления паспорта или проездного документа, национальность ребенка определяется по национальности родителей, если родители принадлежат к разным национальностям, то при выдаче паспорта или проездного документа национальность гражданина или лица без гражданства записывается по национальности отца или матери в зависимости от желания получателя паспорта или проездного документа[29].

Другие значения

  • В советских паспортах образца 1953—1973 гг. пятым пунктом шло социальное положение (а национальность — третьим).
  • Идиома «пятый пункт» («пятая графа») часто употреблялись для обозначение конкретно еврейской национальности.

Примечания

  1. ↑ См. например определение термина в «Юридическом словаре», 2000.
  2. ↑ ФОРМА ЛИЧНОГО ЛИСТКА ПО УЧЁТУ КАДРОВ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ссср В 1930-1950-х
  3. ↑ Ин-т этнологии и антропологии РАН. – Предложение “о графе “национальность”: обзор дискуссии. 19.02.

    2015

  4. ↑ При этом в школьных классных журналах в списке учащихся с первого класса имелась обязательная для заполнения графа «национальность», не имеющая юридической силы.
  5. ↑ По части карьерного роста особенно часто притеснялись евреи, вайнахи, а также некоторые нетитульные национальности в национальных окраинах.

    Этническая и расовая нетерпимость и дискриминация

  6. ↑ См.: Национальный вопрос в СССР. Сб. док. / Сост. Р. Куичинский. Мюнхен: Сучаснисть, 1975 год; Некрич А. Наказанные народы. Нью-Йорк: Хроника-Пресс, 1978 год
  7. ↑ Депортация народов
  8. Слёзкин Ю. Эра Меркурия. Евреи в современном мире. — М.

    : Новое литературное обозрение, 2007. — ISBN 5-86793-355-5

Источник: https://wikepedia.me/%D0%9F%D1%8F%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B0

Пятая графа: как в СССР определяли национальность

Мой дневник. «пятая графа»: как в ссср определяли национальность

СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации — вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности — советском народе».

Тем не менее все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?

По паспорту

Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность.

Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД, национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей.

Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин.

Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка.

Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 1930-е и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков, тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы.

Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т. п.

С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.

По маме и папе

В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако были и иные варианты.

Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама.

Делалось это потому, что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе».

Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР.

В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 — 123, а в 1989 — 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.

По лицу

Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт с „пятой графой“, где написано русский!».

На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».

Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу.

И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус?

Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?

По велению сердца

«Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет.

Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/43328101-pyataya-grafa-kak-v-sssr-opredelyali-natsionalnost/

Пятая графа в советском паспорте: почему нужно было писать национальность | Media news

Мой дневник. «пятая графа»: как в ссср определяли национальность

Одним из новшеств, привнесённых советским строем в российские реалии была система всеобщей паспортизации. При этом развивалась система паспортов в Стране Советов медленно и поэтапно. И в целом была мерой, скорее, вынужденной.

Всеобщая паспортизация городского населения была объявлена 27 декабря 1932 года, до этого советские паспорта выдавались в качестве «заграничных».

В основном, тем гражданам, которым было разрешено и поручено отправляться за рубеж, чтобы представлять там советские интересы. И именно про такой паспорт писал Маяковский в своем бессмертном про «широкие штанины».

Законы и акты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: