Место привлечения к административной ответственности. Состав административного правонарушения. Административное правонарушение: что это такое

Содержание
  1. О порядке привлечения к административной ответственности
  2. 1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.
  3. 2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.
  4. 3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.
  5. 4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.
  6. 5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.
  7. 6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.
  8. Состав административного правонарушения
  9. Что такое состав административного правонарушения
  10. Элементы состава административного нарушения
  11. Субъект в составе административного нарушения
  12. Субъективная сторона и состав административного правонарушения
  13. Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав
  14. Состав административного правонарушения
  15. Объект
  16. Объективная сторона
  17. Субъект
  18. Субъективная сторона
  19. Права административного правонарушителя: все, что нужно знать!
  20. Что понимают под правонарушениями
  21. За что могут привлечь к административной ответственности
  22. Привлечение к административной ответственности вместо уголовной
  23. Ответственность
  24. Как привлекают виновного
  25. Кто может привлекать граждан к административной ответственности
  26. Наказание
  27. Процессуальные документы
  28. Как оформляется факт совершения проступка
  29. Какие документы может оформить виновный
  30. Рассмотрение
  31. Итоги рассмотрения
  32. Досудебная, внесудебная и судебная стадии
  33. Как решить вопрос миром
  34. Что делать, если лицо, потерпевший не хочет решить вопрос миром
  35. Когда инициируется административное производство
  36. Как подтвердить свою позицию
  37. Административное правонарушение – состав и виды
  38. Административное правонарушение: какая классификация признается КоАП РФ 
  39. Юридический состав административного правонарушения: субъективная и объективная сторона, субъект, объект 
  40. Событие административного правонарушения —это что? 
  41. Место совершения административного правонарушения 
  42. Отличие административного правонарушения от преступления: примеры 

О порядке привлечения к административной ответственности

Место привлечения к административной ответственности. Состав административного правонарушения. Административное правонарушение: что это такое

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения.

Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статьей 24.

5 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии одного из которых исключается производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.

3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.

В соответствии сост. 28.

2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении

4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.

25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ. 

ООПАЗ ГУ МВД России по Саратовской области

Источник: https://64.xn--b1aew.xn--p1ai/document/6667462

Состав административного правонарушения

Место привлечения к административной ответственности. Состав административного правонарушения. Административное правонарушение: что это такое

Тема про состав административного правонарушения имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. Все потому, что отсутствие состава нарушения является основанием прекращения административного производства по делу. На любой его стадии. После возбуждения дела об административном правонарушении и до обжалования. 

Что такое состав административного правонарушения

Совокупность элементов, при наличии которых то или иное действие или бездействие (деяние) признается административным правонарушением, и есть состав административного правонарушения.

Теоретики выделяют 4 элемента, каждый из которых имеет свои обязательные признаки.

И в совокупности государство признает их достаточными и необходимыми для признания деяния административным правонарушением.

Наличие элементов и признаков состава доказывает уполномоченный орган (должностное лицо) в рамках привлечения к административной ответственности. Составы конкретных правонарушений закрепляет каждая статья Особенной части КоАП РФ. Или закона субъекта Российской Федерации (подробнее – административные комиссии). 

Обязательными элементами состава административного правонарушения являются:

  • объект 
  • субъект
  • объективная сторона
  • субъективная сторона

В качестве примера отсутствия состава административного правонарушения приведем пример.

Одним из нарушений в области дорожного движения является управление транспортным средством лицом, не имеющим водительского удостоверения.

Если это был водитель 14 лет, то состав административного правонарушения отсутствует. Порок в субъекте. Ведь он на момент совершения нарушения должен достигнуть 16 лет.

Элементы состава административного нарушения

Объект административного правонарушения – общественные отношения, на которые посягает деяние. Этот объект посягательства охраняет закон. КоАП РФ или закон субъекта России. Он бывает общим (здоровье, общественная безопасность и т.п.

), родовым, видовым и непосредственным (конкретные отношения, которым причинен ущерб). Разделение объекта на виды имеет больше теоретическое значение. С практической точки зрения указание на объект нарушения содержится в наименовании главы Особенной части КоАП РФ.

И в самой формулировке административного нарушения.

Объективная сторона как элемент состава административного правонарушения – это внешнее проявление проступка. Совокупность или единичный акт действия или бездействия. А также наступившие в результате причинно-следственной связи с ним последствия (вред). Обязательные его признаки: 

  • деяние – действие или бездействие
  • последствия нарушения – вред, угроза вреда, ущерб 
  • деяние – причина, вред (его угроза) – следствие. 

Дополнительными элементами являются место совершения административного правонарушения, время, способ, обстановка.

Нюанс: КоАП РФ закрепляет много формальных составов правонарушений. То есть для таких деяний не обязательно наступление какого-то материального последствия.

Самой угрозы нормального функционирования охраняемым отношениям (объекта) достаточно, чтобы нарушение было оконченным. Например, превышение скорости водителем признается потенциально опасным поведением.

И ответственность будет независимо от наличия какого-либо материального вреда. Однако малозначительность административного правонарушения можно распространить на любую статью.

Субъект в составе административного нарушения

Субъект – это тот, кто совершил правонарушение. Соответственно, это лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности.

Закон предъявляет отдельные требования к субъекту. В общем смысле, это физические и юридические лица. Физические лица – независимо от гражданства, но достигшие 16 лет.

Причем в ряде случаев для несовершеннолетних комиссия может применить освобождение от административной ответственности. Помимо требований к возрасту, закон закрепляет и вменяемость. То есть способность понимать свои действия и руководить ими.

Временное или постоянное психическое расстройство могут стать причиной освобождения от ответственности.

Иностранные граждане являются специальными субъектами за нарушение режима пребывания в России и правил пересечения границы РФ (глава 18 КоАП РФ). Также специальными субъектами по ряду правонарушений являются должностные лица, водители и т.п. Требования к лицу, которое может быть признано субъектом правонарушения устанавливает статья Особенной части КоАП РФ.

Особыми субъектами являются военнослужащие, работники силовых структур и иные лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов и специальных положений о службе. Некоторые виды административных наказаний к ним не применяются. А в некоторых случаях наказание применяется только к ним.

Субъективная сторона и состав административного правонарушения

Отношение субъекта к совершенному деянию есть субъективная сторона правонарушения. Именно поэтому невменяемость автоматически означает отсутствие состава правонарушения.

Обязательным элементом субъективной стороны является вина. Она может быть выражена в форме умысла:

  • субъект понимает противоправность своих действий, осознает и желает наступления вредных последствий (прямой умысел)
  • он понимает противоправность действий, осознает наступление вредных последствий, но безразлично относиться к их наступлению (косвенный умысел)

Вина может быть выражена в форме неосторожности:

  • субъект предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал их предотвратить (легкомыслие)
  • он не предвидел наступление последствий своего деяния, хотя должен был и мог их предвидеть

Дополнительными элементами субъективной стороны являются мотив и цель.

Отсутствие вины, а в ряде случаев конкретной формы вины, означает отсутствие состава административного правонарушения, а, значит, и неприменение административного наказания.

Источник: https://iskiplus.ru/sostav-administrativnogo-pravonarusheniya/

Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

Место привлечения к административной ответственности. Состав административного правонарушения. Административное правонарушение: что это такое

В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности – нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты: 

  • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

Пример

Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние – результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

Состав административного правонарушения

Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения: 

Объект

Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.

Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой  -либо конкретной главы КоАП РФ.

Примером родового объекта административного правонарушения может служить

  • правонарушения в сфере реализации прав граждан;
  • правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
  • правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
  • иные.

Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.

Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства.

Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.

Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.

Опиши задание

Объективная сторона

Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Пример

Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.

Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями. 

Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое

Субъект

Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.

Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

Субъективная сторона

Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.

Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. 

При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.

Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnoe-pravonarushenie/

Права административного правонарушителя: все, что нужно знать!

Место привлечения к административной ответственности. Состав административного правонарушения. Административное правонарушение: что это такое

Понятие «подозреваемый в совершении административного правонарушения» отсутствует с точки зрения юриспруденции. В законодательстве фигурирует понятие «лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении». Привлечение правонарушителя к административной ответственности осуществляется в соответствии с нормами КоАП РФ.

Что понимают под правонарушениями

Административное правонарушение понимается как деяние, посягающее на порядок, установленный в обществе или государстве. Также оно может посягать на права, свободы физических лиц, управленческую структуру, существующую в стране.

Предусматривается две формы, посредством которых совершается правонарушение:

Деянию свойственна антиобщественность, наказание в его совершении предусматривается в административном законодательстве. Исходя из этого, можно сказать, что не все действия могут рассматриваться в качестве правонарушений.

Противоправность деяния заключается в нарушении посредством совершения деяния норм права.

Меры административной ответственности предусматривают соблюдение законных требований.

В состав правонарушения включаются:

  • объект;
  • субъект;
  • субъективная сторона;
  • объективная сторона.

Объект понимается как общественные отношения, на которые посягает противоправное деяние. Такие отношения урегулированы нормами права и охраняются посредством мер ответственности.

В объективную сторону включается форма совершения правонарушения. Как уже было указано, оно может совершаться в виде действий или бездействий. В качестве обязательного признака предусматривается запрещенность законодательными нормами. Каждая из форм предусматривает, что правонарушение посягает на определенные общественные отношения.

Субъектами в рассматриваемом случае выступают физические и юридические лица. Граждане, которые привлекаются к административной ответственности, должны являться дееспособными и достигшими определенного возраста. Ответственность предусматривается с 16 лет.

За что могут привлечь к административной ответственности

Административная ответственность предусматривается за совершение деяния, которое включает в себя все элементы состава правонарушения. Рассматриваемые правонарушения посягают на общественные отношения, которые защищаются в законодательных актах.

Возможны ситуации, когда посягательство направляется на отношения, которые не урегулированы с правовой точки зрения, в таком случае административная ответственность не может применяться.

Привлечение к административной ответственности вместо уголовной

Законодатель закрепляет, что никто не может привлекаться два раза к ответственности за совершение одного и того же деяния. Это говорит о том, что при наличии постановления о возбуждении уголовного дела — административное производство не инициируется, а то, что было начато прекращается.

В противном случае нарушается принцип, закрепленный на конституционном уровне. На практике бывают случаи, когда вместо уголовной ответственности лицо привлекают к административной.

Данная ситуация может возникать, когда совершено деяние, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести.

Правоприменители считают, что в этом случае можно исправить виновного посредством применения к нему принудительных мер, которые не связываются с уголовным воздействием.

Статья 86 Уголовного кодекса говорит про освобождение лица от уголовного ответственности, при условии, что в дальнейшем он будет привлечен к административной.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 86 Уголовного кодекса РФ «Судимость»

Тогда должны соблюдаться условия, что преступление небольшой тяжести, вред, который причинен в результате его совершения, возмещен. Также имеет значение обстоятельство, чтобы лицо привлекалось к ответственности впервые. Возраст виновного должен быть не менее 16 лет, а также должны иметься основания полагать, что лицо исправится за счет применения административного наказания.

Возместить причиненный вред можно посредством возвращения похищенных ценностей, имущества, либо выплатить их стоимость в денежном выражении. Возмещение распространяется и на моральный ущерб. Также виновный может загладить вину другим способом, например, принести свои извинения и прочее.

Инициатива на возмещение и заглаживание вреда может исходить как от виновного, так и от правоохранительных органов. Данный факт не отражается на применении рассматриваемой нормы.

Положения относительно достижения лицом шестнадцатилетия связываются с тем, что привлечение к административной ответственности происходит именно с этого возраста.

Для того чтобы принять решение о возможности применения указанной нормы к виновному, учету подлежит его характеристика, анализ данных. Правом освободить лицо от уголовной ответственности и привлечь к административной обладает только суд.

Данное правило прописано в статье 30 Уголовно-процессуального кодекса. Условием также является наличие возбужденного уголовного дела, по которому на следствии или дознании были установлены все обстоятельства, присущие совершенному деянию.

Вместе с освобождением от уголовной ответственности дело подлежит прекращению. Совершить такое действие не получится, когда виновный или пострадавшая сторона несогласны с ним.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 30 Уголовно-процессуального кодекса РФ «Состав суда»

Статья 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении»

Статья 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Возбуждение дела об административном правонарушении»

Статья 28.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение»

Ответственность

Чтобы привлечь лицо к административной ответственности, первое, что требуется сделать — это доказать, что деяние было совершено.

При этом у виновного нет обязанности по доказыванию своей непричастности к инциденту, так как он может сослаться на конституционные положения о действии презумпции невиновности.

Когда в наличии имеются доказательства и свидетельства, способные доказать виновность человека — он будет привлечен к ответственности.

Административная ответственность не входит к разряду уголовных, по этой причине к виновному не применяется наказание, связанное с лишением свободы. Наступление такого вида ответственности связано с тем, что лицо не выполнило действия, обязанность по совершению которых у него имелась.

Как привлекают виновного

Для привлечения виновного лица к административной ответственности первое условие, которое должно соблюдаться — возбужденное административное дело. На законодательном уровне устанавливаются поводы, которые необходимы для его возбуждения.

Первым действием на практике становится оформление административного протокола.

Скачать пример протокола

Кто может привлекать граждан к административной ответственности

В Кодексе об административных правонарушения перечислен круг лиц, обладающих полномочиями на возбуждение административного дела. Также к их компетенции относится составление протокола об административных правонарушениях.

Список должностных лиц, которые могут составить административный, протокол содержится в статье 28.3 Кодекса об административных правонарушениях.

 Скачать для просмотра и печати:

Статья 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях»

Лицо, считается привлеченным к административной ответственности с момента, когда уполномоченным на то лицом вынесен соответствующий акт.

Наказание

В административном законодательстве перечисляются возможные виды наказаний, которые могут применяться к виновному в правонарушении лицу:

  • предупреждения, штрафные санкции, лишения специальных прав, которые предоставляются лицам;
  • могут конфисковать орудие или предмет, применяемые для совершения правонарушения;
  • виновного могут выдворить за пределы России. Такая мера применяется в отношении лица, не имеющего гражданства или иностранного гражданина;
  • применяются административный арест, приостановление деятельности, обязательные работы;
  • к виновному применима дисквалификация либо устанавливается административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Процессуальные документы

Под процессуальными документами понимают акты, имеющие процессуальное значение, содержащие в себе действия и решения лиц, уполномоченных на ведение производства по административным делам.

В ходе производства могут выноситься различные виды решений, в том числе в виде протоколов, например, о досмотре вещей, о задержании и прочие.

Как оформляется факт совершения проступка

В Кодексе об административных правонарушениях указывается, что может рассматриваться в качестве поводов для возбуждения административного дела. Это значит, что именно посредством данных поводов фиксируется совершение правонарушения.

К числу поводов относят протокол об административном правонарушении, составленный компетентным лицом, заявления, сообщения граждан или организаций, материалы, дающие основание полагать о совершении правонарушения.

Какие документы может оформить виновный

Лицо, виновное в совершении правонарушения, имеет право обжаловать решение, вынесенное по делу. Данный документ подается в орган или должностному лицу, вынесшему постановление. Лицо, получившее жалобу, обязано в трехдневный срок с момента ее получения направить документ в вышестоящий орган либо вышестоящему должностному лицу.

Скачать пример жалобы

Можно подать жалобу в суд или орган, должностному лицу, которые правомочны ее рассматривать.

В жалобе необходимо указать:

  • орган или должностное лицо, которому документ адресован;
  • данные составителя, в том числе его фамилия, имя, отчество, адрес, где он проживает, телефон для связи;
  • кратко и лаконично излагается суть жалобы, указывается в чем, по мнению лица, состоят нарушения;
  • при наличии доказательств своей позиции, необходимо оформить их в качестве приложений;
  • в конце листа ставится дата составления и подпись.

Скачать для просмотра и печати:

Глава 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях»

Также такое лицо наделяется правом заявлять ходатайства и отводы. Подаются эти акты лицу, в чьем ведении находится административное дело.

Рассмотрение

Подать жалобу на постановление, вынесенное по делу об административном правонарушении можно в десятидневный срок с момента, когда лицо получило копию постановления. Если срок пропущен, то по ходатайству виновного, он может быть восстановлен.

Рассмотрение ходатайств и отводов осуществляется незамедлительно лицом, которому подано.

Итоги рассмотрения

Относительно поданной жалобы могут быть вынесены такие решения:

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных КоАП , а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Результатом рассмотрения ходатайства или отвода становится удовлетворение или отказ в удовлетворении.

Досудебная, внесудебная и судебная стадии

Разрешение конфликта на внесудебной стадии предполагает, что стороны не обращались в правоохранительный орган и решили вопрос миром. Когда речь идет о досудебной стадии, то имеется в виду рассмотрение обращения уполномоченными на то органами — перед передачей дела в суд или в рамках установленной административной процедуры.

В ходе судебной стадии дело подлежит рассмотрению судьей.

Как решить вопрос миром

Изначально стоит сказать о том, что Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает возможности решить спорный вопрос между сторонами мирным путем во время производства на судебной стадии. Это говорит о том, что решить вопрос о мирном урегулировании можно до обращения в компетентные органы.

Виновный, в зависимости от категории совершенного правонарушения, может загладить причиненный вред пострадавшей стороне. Это может выражаться в денежной выплате, принесении извинений и прочих условий, которые заявит пострадавший.

Что делать, если лицо, потерпевший не хочет решить вопрос миром

Когда потерпевший не желает урегулировать вопрос мирным путем, виновному ничего не остается, кроме как согласится с его решением, так как в противном случае можно только усугубить свое положение.

Когда инициируется административное производство

Инициирование административного производства связано с возбуждением дела. В этом случае роли не играет, к какой категории относится совершенное правонарушение, так как начальная стадия является общей для всех. Учитывается то, что производство представлено в качестве процедуры, носящей юридический характер — для возбуждения дела требуется оформить необходимую документацию.

Как подтвердить свою позицию

При изучении Кодекса об административных правонарушениях, можно увидеть, что в качестве доказательств по административным делам выступают фактические данные, являющиеся основанием, для вынесения уполномоченными органами решения относительно наличия или отсутствия события правонарушения в действиях лица.

 Скачать для просмотра и печати:

Статья 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Доказательства»

Виновное лицо может дать объяснения, в которых указывается его позиция относительно случившегося, также можно привлечь свидетелей, подать ходатайство о проведении экспертизы или представить вещественные доказательства, которые не участвуют в деле.

об административных правонарушениях

Источник: https://PravoNarushenie.com/instruktsii/podozrevaemye-i-pravonarushiteli-v-administrativnom-pravonarushenii

Административное правонарушение – состав и виды

Место привлечения к административной ответственности. Состав административного правонарушения. Административное правонарушение: что это такое

Понятие административного правонарушения содержится в ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Административным правонарушением является деяние, имеющее следующую совокупность характеристик:

– Противоправность. Предполагается, что посредством совершения деяния были нарушены какие-либо нормы, установленные законом.

– Виновность. Считается, что действие или бездействие реализовано при наличии вины, выраженной в форме умысла или неосторожности. Таким образом, виновное деяние осуществляется либо умышленно, либо по неосторожности (ст. 2.2 закона № 195-ФЗ).

– Наказуемость. Предполагается, что административное правонарушение влечет за собой ответственность, предусмотренную положениями закона № 195-ФЗ или нормативно-правовыми актами субъектов РФ. 

Ответственность гражданина за административное правонарушение наступает по достижении им 16 лет.

Если административное правонарушение было совершено лицом старше 16, но младше 18 лет, оно может избежать административной ответственности при применении по отношении к нему положений законодательства о правах несовершеннолетних (ст. 2.

3 закона № 195-ФЗ). По итогам изучения материалов об административном правонарушении оформляется постановление о назначении наказания или о прекращении процесса.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

С учетом сроков решения по делам об административных правонарушениях можно обжаловать.

Административное правонарушение: какая классификация признается КоАП РФ 

Виды административных правонарушений систематизированы в разделе II «Особенная часть» закона № 195-ФЗ. Согласно имеющейся классификации, административное правонарушение может быть отнесено к одной из следующих групп правонарушений:

  • посягающие на права граждан;
  • посягающие на здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое и общественное состояние;
  • в сфере охраны собственности;
  • в сфере защиты окружающей среды и использования природных ресурсов;
  • в промышленной, строительной и энергетической сферах;
  • в сельскохозяйственной, ветеринарной сферах, а также в области законодательства о мелиорации земельных ресурсов;
  • в сфере использования транспорта;
  • в области безопасности дорожного движения;
  • в сфере связи и информационных технологий;
  • в области предпринимательства и деятельности СРО;
  • в финансовой и налоговой сферах, в области страхового дела и рынка ценных бумаг;
  • нарушение таможенных правил;
  • посягающие на институты госвласти;
  • в сфере защиты госграницы РФ и обеспечения порядка нахождения на территории страны лиц без гражданства или граждан иной страны;
  • против порядка управления;
  • посягающие на установленный порядок в обществе и безопасность общества.

Юридический состав административного правонарушения: субъективная и объективная сторона, субъект, объект 

Состав административного правонарушения — это регламентированный законодательными актами комплекс свойств, при обнаружении которых деяние квалифицируется как административное правонарушение. Наличие всех элементов состава представляет собой единственно возможное основание для применения ответственности за административное правонарушение.

Элементами состава правонарушения (т. е. установленными свойствами одного типа) являются:

  • объект — комплекс отношений, установленных в обществе, нормы которого были нарушены в связи с совершением деяния;
  • объективная сторона — характеристики деяния, отвечающие за внешнее выражение административного правонарушения;
  • субъект — лицо (гражданин или организация), совершившее деяние;
  • субъективная сторона — восприятие субъектом административного правонарушения итогов своих деяний (наказываются только виновные деяния, см. ст. 1.5 КоАП РФ, совершенные умышленно или по неосторожности). 

Событие административного правонарушения —это что? 

Согласно п. 1 ст. 24.5 закона № 195-ФЗ при отсутствии события административного правонарушения производство по материалам дела не начинается, а уже запущенный процесс разбирательства должен быть прекращен.

Событие административного правонарушения — это реальный факт совершения неким лицом деяния, за которое КоАП РФ предусматривает ответственность. Факт события должен быть зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, так же как и описание места его совершения (п. 2 ст. 28.2 закона № 195-ФЗ).

В дальнейшем такой протокол может быть представлен как источник доказательств по делу об административном правонарушении (п. 2 ст. 26.2 закона № 195-ФЗ). 

Место совершения административного правонарушения 

Местом совершения административного правонарушения признается территория, географическая точка:

  • где произошло деяние, нарушающее нормы, установленные КоАП, независимо от места наступления последствий такого нарушения;
  • для нарушения длящегося вида — место обнаружения, пресечения противоправного деяния;
  • в случае выражения нарушения в форме бездействия — место, где должны были быть реализованы предписанные действия или возложенная обязанность (подп. «з» п. 3 постановления пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» от 24.03.2005 № 5). 

Материалы дела по такому нарушению рассматриваются по месту его совершения. Дело может изучаться по месту проживания лица, в отношении которого оно возбуждено, если такое лицо подаст соответствующее ходатайство (п. 1 ст. 29.5 закона №195-ФЗ). 

Отличие административного правонарушения от преступления: примеры 

Преступление — это, как и административное правонарушение, виновное и противоправное деяние.

В отличие от административного проступка оно имеет дополнительные характеристики: опасность для общества (административный проступок – вредный, но не опасный) и назначение наказания за его совершение исключительно согласно Уголовному кодексу РФ от 13.06.1996 № 63 (п. 1 ст. 14 закона № 63-ФЗ). К уголовной ответственности привлекаются только физические лица.

Некоторые деяния могут походить на преступления, однако из-за своей незначительности не способны нести опасных последствий для общества, поэтому преступлением не именуются (п. 2 ст. 14 УК РФ).

Примером могут послужить мелкие хищения в форме кражи имущества, принадлежащего иному лицу. Если стоимость украденного таким способом не превышает 1 000 руб., такое деяние квалифицируется как административное правонарушение(примечание к ст. 7.27 закона № 195-ФЗ), если превышает — как преступление. 

***

Таким образом, понятие и состав административного правонарушения регламентированы законом № 195-ФЗ. Указанные признаки административного правонарушения для его квалификации должны присутствовать одновременно.

Административное правонарушение (понятие, признаки, состав) отлично от других видов правонарушений, например уголовных. Однако в зависимости от степени нанесенного вреда одно и то же деяние может быть квалифицировано либо как административное правонарушение, либо как уголовное.

Источник: https://rusjurist.ru/administrativnye_dela/administrativnye_pravonarusheniya/administrativnoe_pravonarushenie_sostav_i_vidy/

Законы и акты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: