Кто автор психологической теории. Достоинства и недостатки психологической теории. Основные положения теории права

Содержание
  1. Психологическая теория права. Психологическая теория происхождения права
  2. Суть теории
  3. Психологическая теория права. Представители
  4. Взгляды Е. Н. Трубецкого и М. А. Рейснера
  5. Основные положения теории права
  6. Психологическая теория права. Критика
  7. Достоинства учения
  8. Философские и методологические основы
  9. Этические нормы
  10. Заключение
  11. Шпаргалка по теории государства и права | Страница 36 | Онлайн-библиотека
  12. 87. Историческая школа права
  13. 88. Психологическая теория права
  14. 89. Нормативистская школа права
  15. Психологическая теория права
  16. Достоинства психологической теории права
  17. Идеи психологической теории права и ее недостатки
  18. 88. Психологическая теория права
  19. Достоинства психологической теории права
  20. Недостатки
  21. 89. Нормативистская школа права
  22. Теории личности в психологии
  23. Психодинамическая теория
  24. Аналитическая теория
  25. Гуманистическая теория личности
  26. Когнитивная теория
  27. Поведенческая теория
  28. Психологическая теория происхождения государства: плюсы и минусы
  29. Суть и история развития направления
  30. Основные концепции
  31. Основоположники
  32. Преимущества и недостатки направления

Психологическая теория права. Психологическая теория происхождения права

Кто автор психологической теории. Достоинства и недостатки психологической теории. Основные положения теории права

Как возникло государство? В чем его суть? Что такое право? Для ответов на эти и многие другие вопросы были рождены десятки самых разных теорий.

Большой спектр доктрин связан с множеством взглядов ученых на данную проблему, а также с многогранностью самого явления.

К основным теориям, объясняющим зарождение государства, следует отнести теологическую, патриархальную, органическую, экономическую, договорную, психологическую и другие.

Что касается понятия права, то гипотезы о его возникновении неразрывно связаны с концепцией о становлении державы. Существуют теологическое учение, теория естественного права, естественно-правовая доктрина, нормативисткая теория и, конечно, психологическая.

Ученый и философ Лев Иосифович Петражицкий разработал последнюю доктрину.

Психологическая теория государства и права заключается в предположении, что государство образовалось во время разделения общества по проявлениям двух индивидуальных признаков: подчинение и управление.

Суть теории

У индивида есть психологическая потребность существовать в рамках сообщества, он обладает чувством коллективного взаимодействия. Приверженцы данного мнения считают человечество и государство результатом личностных взаимодействий людей и различных союзов, ими созданных. Общество и метрополия являются следствием реализации естественных потребностей индивида в определенной организации.

Психологическая теория права. Представители

В начале ХХ века российский ученый Л. И. Петражицкий разработал доктрину о происхождении государства. В печатном виде она рассказана в труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Последователями учения являются А. Росс, М. Рейснер, Г. Гурвич.

Автор психологической теории права родился в 1867 году в дворянской польской семье. Л. И. Петражицкий окончил университет в Киеве и после учился в римской семинарии в Германии. После обучения он вернулся в Россию, где стал изучать общую теорию права.

В начале ХХ века ученый издал два печатных труда, в которых синтезировал психологию с теорией власти.

Психологическая теория права формировалась в течение нескольких периодов:

1. С 1897-го по 1900 год. Автор доктрины написал свое первое научное произведение. Труд сопровождался несколькими приложениями. Основные положения своей теории Л. И. Петражицкий отразил в книге 1900 года «Очерки философии права».

2. С 1900-го по 1905 год. Ученый начал детально разрабатывать методику своего будущего учения. Кропотливая работа была отражена в труде «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология».

3. С 1905-го по 1909 год. Л. И. Петражицкий занялся устройством единой системы юридических знаний на основе ранее разработанной методологии. Его работа была оформлена в двухтомную рукопись «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Печать последней книги стала настоящим событием в мировой литературе.

Взгляды Е. Н. Трубецкого и М. А. Рейснера

Философ и правовед Е. Н. Трубецкой указывает на то, что солидарность – это основная черта индивида. Люди отличаются друг от друга по своим психологическим особенностям и по проявленной физической силе.

В основе сознания одних людей лежит понимание зависимости от элиты, законности определенных вариантов отношений и действий, что вносит в их душу ощущение стабильности и успокоения. Вторая часть индивидов отличается желанием подчинять окружающих своей воле.

Такие люди становятся лидерами в обществе.

Социально-психологический подход к решению вопроса о возникновении державы был открыт М. А. Рейснером. По его мнению, основным моментом в становлении империи является идеология, которая организует жизнь в обществе.

Философ считал, что главным источником государственных убеждений является массовая психика людей. Изучение становления страны ограничивается познанием психических переживаний, которые составляли политическую идеологию, и анализом поведения людей.

Государство, как считал ученый, включало в себя население, территорию и власть. Оно воплощало в себе всю политическую идеологию, а именно влияние расы, террора, экономической необходимости и религии во главе с идеологией права.

Государство является продуктом реализации населением убеждений, норм и принципов, в которых заключается их зависимость от различных видов власти.

Основные положения теории права

Психологическая теория права Л. Петражицкого содержит следующие моменты:

  1. Учение включает позитивное право и интуитивное. Первое официально действует в государстве, когда второе лежит в основе психики людей и складывается из переживаний групп и объединений.
  2. Позитивное право – это установленные государством, законодателем действующие нормативные акты.
  3. Из всех известных психологических состояний человека главными являются эмоции, которые побуждают к действиям. При выстраивании отношений с другими людьми индивид опирается на интуитивное право. Данный тип авторами теории считается истинным, так как побуждает к самостоятельным и волевым действиям.

Разлад между двумя видами обуславливает социальное потрясение. В данном случае право играет роль одного из явлений психической жизни общества, которое представляет собой обязательное, требовательное переживание людей.

Психологическая теория права. Критика

У любой теории есть как сторонники, так и противники. Данное учение подверглось критике по нескольким причинам. Так, рассказывая о роли психологических проявлений в процессе образования государства, не было дано развернутого объяснения о месте психики в становлении державы.

Все качества считались одинаковыми и назывались эмоциями либо импульсами. Психологическая теория права не учитывает знание о том, что психика индивида делится на три сферы: мыслительную, эмоциональную, волевую. На основе последней устанавливаются взаимоотношения, а также выстраивается социальная пирамида, которая лежит в основе образования государства.

Люди с сильными волевыми качествами становятся лидерами в обществе.

Психологическая теория возникновения права включает стремление к солидарности индивидов. Но в действительности это мнение беспочвенно. Приведено достаточно случаев полного отсутствия заботы людей о близких. Авторы теории придают основное значение в образовании государства психологическим факторам, недостаточно учитывая другие обстоятельства.

Достоинства учения

Психологическая теория права тесно связана с личностным механизмом становления правомерного поведения.

При переводе ряда юридических предписаний в качество действительного поведения переживания психологические импульсы индивида станут последним звеном, напрямую соприкасающимся с конкретным поведением.

Право может регулировать поведение только через умственно-психологическую сферу. Таким образом, психологическая теория происхождения права учитывает личностные особенности людей, роль правосознания в регулировании общественных отношений.

Философские и методологические основы

Автор теории в освещении природы права следовал учению позитивной философии. Взяв азы данного течения, Л. И. Петражицкий добавил свои оригинальные мысли.

Ученый поддерживал либеральную идею независимости права от государства, вместе с тем не отрицал значение культурного наследия.

Он стремился к созданию такой теории власти, которая могла бы стать методологической основой правосознания российского общества и профессиональной юриспруденции.

Большую роль явлению как виду нормативных переживаний отводит в своем учении Л. И. Петражицкий. Психологическая теория права различает два вида эмоций: эстетические и этические.

Первые переживаются часто как реакция на человеческие поступки, на разные происходящие явления или по поводу свойств предметов.

Ученый считал, что на вариациях разных представлений с этими эмоциями берут начало правила приличия, одобренные обществом.

Этические эмоции, такие как чувство долга, обязанности, управляют поведением индивида.

Им присущи такие свойства, как авторитарность, проявление совести, препятствие для свободного выбора и давление в сторону «правильного» поведения. Л. И.

Петражицкий выделяет два вида обязанностей – нравственные, правовые. Первые являются свободными по отношению к другим. Правовые – вид обязанностей, которые считаются закрепленными за другими.

Этические нормы

Помимо обязанностей, которые выполняет индивид, философ учитывал еще этические нормы. Он их также разделил на несколько видов. Первый носит название “нравственные нормы”. Они являются обязательными в одностороннем порядке, утверждают независимые по отношению к другим обязанности, предписывают человеку известное поведение.

Примерами таких норм являются правила христианской этики, которые описывают обязанности по отношению к ближним без притязаний на исполнение с их стороны. Второй тип включает обязательные, притязательные нормы, которые устанавливают роли для одних членов общества, требуя выполнения их и от других.

То, что является обязанностью одних, полагается другим как нечто должное, закрепленное за ними.

Заключение

Организационная структура государства появилась на конкретном этапе развития общества. Причинами возникновения данного строя являются разные факторы, как биологические, экономические, религиозные, так и психологические, национальные.

Теорий, объясняющих становление государства, много, каждая раскрывает одну из возможных сторон процесса. Но все они не могут претендовать на полную достоверность.

Нужно учитывать, что психологические и психические качества людей формируются благодаря действию политических, военных, экономических, социальных, духовных и религиозных факторов.

Источник: https://FB.ru/article/180928/psihologicheskaya-teoriya-prava-psihologicheskaya-teoriya-proishojdeniya-prava

Шпаргалка по теории государства и права | Страница 36 | Онлайн-библиотека

Кто автор психологической теории. Достоинства и недостатки психологической теории. Основные положения теории права

И в дальнейшем сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права последовательно защищали тезис о том, что народ страны обладает естественным и неотчуждаемым правом не только на формирование государства на базе общественного договора, но и на отпор тиранам, несправедливым правителям.

87. Историческая школа права

Одно из течений в юриспруденции, которое выражало интересы феодальной аристократии и получило широкое распространение прежде всего в Германии.

Основные положения, которые выдвигали представители исторической школы:

1) историческая школа права отрицала вероятность существования единого для всех народов права, при этом опиралась на то, что у каждого государства, как и любого другого народа, есть свое, характерное ему право, отличающееся от права какой-либо другой страны и устанавливаемое исторически свойственным ему народным духом;

2) право каждого народа является проявлением народного духа, которое выражает его «общее убеждение», «общее сознание». Оно вырабатывается как результат исторического процесса; передается как традиция от поколения к поколению, способно к саморазвитию и складывается постепенно, так же, как язык и нравы.

Как положительную сторону анализируемой школы многие ученые отмечают то, что она обратила внимание на необходимость изучения истории права, прежде всего его источников, и сама собрала связанный с этим богатый материал, главным образом по истории римского права.

Историческая школа права возникла после падения империи Наполеона I, когда феодальная аристократия была вынуждена пойти на уступки буржуазии. Она являлась одним из выражений аристократической реакции против французской буржуазной революции конца XVIII в. Считают, что историческая школа права только по своему названию была исторической.

В действительности у ее представителей не было подлинно исторического отношения к исследованию права. Представители школы ссылались на историю главным образом для того, чтобы оправдать наличие уже отживших феодальных обычаев и учреждений, что соответствовало интересам остатков феодальных классов и притязаниям королей на абсолютную власть.

Основными представителями исторической школы права были германские юристы: Гуго, Савиньи и Пухта. Представители школы так же, как и другие идеологи феодальной реакции, являлись противниками буржуазно-демократических идей школы естественного права.

Идеям исторической школы свойствен реакционный характер и стремление рассматривать право в качестве продукта мистического «народного духа», зачастую вопреки историческим фактам (в частности, рецепция (заимствование) римского права рядом западно-европейских стран, с xii и в xv—xvi вв.).

Ими утверждалась полная замкнутость национального права и невозможность взаимодействия правовых систем разных народов. Само развитие права, считали идеологи школы, могло происходить мирно, стихийно, сходно тому, как развивается язык народа.

Поэтому они отрицали основное утверждение школы естественного права о том, что нормы позитивного права учреждаются сознательной волей народа или правителями.

Идеологи исторической школы права противопоставляли этому идею о стихийном и при этом спокойном, безболезненном процессе развития права.

Историческая школа права считала, что правовой обычай стоит выше закона. От исторической школы права многое заимствовали современные американские буржуазные юристы-прагматисты, которые утверждали, например, что источником права служат «привычки» людей, которые терпят лишь медленные и небольшие изменения и не допускают коренных изменений в праве.

88. Психологическая теория права

Существует множество версий, теорий, которые связаны с вопросом происхождения права. Как одну из наиболее распространенных наряду с естественно-правовой, исторической, социологической можно выделить психологическую теорию права.

Психологическая теория права была разработана российским ученым Львом Иосифовичем Петражицким в начале xx в. Суть ее изложена в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». В числе приверженцев, последователей этой теории: А. Росс, Г. Гурвич, М.А. Рейснер.

Психологическая теория оказала большое влияние на развитие правовых исследований, в том числе на современную американскую теорию права. Л.И. Петражицкий направил свое внимание на психологическую сторону формирования правового поведения, вынося его даже за рамки интеллектуальной стороны.

Он считал, что особенная природа явлений права находится в сфере эмоционального, в области переживаний, но никак не в области разума. Данное право он назвал интуитивным, отличая его от права позитивного. К последнему он относил нормы, веления, запреты, которые были направлены к лицам, находящимся в подчиненном отношении к праву и правоотношениям.

Интуитивное право, по Петражицкому, определяет психологическое отношение адресата к объективному, официальному (позитивному) праву.

Таким образом, можно выделить основные положения психологической теории права, а именно:

1) психологическая теория права, которая различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право;

2) позитивное право – действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя, в отличие от естественного права;

3) интуитивное право, с которым человек в своих отношениях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции – импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определенные действия.

Достоинства психологической теории права

Теория обращает свое внимание на психологическую сторону воздействия права, тесно связана с проблемой психологического механизма формирования правомерного поведения.

И на самом деле, если цепь правовых предписаний перевести в качество действительного правомерного поведения переживания и чувства индивида, его психологические импульсы станут тем последним звеном, которое напрямую соприкасается с конкретным поведением, таким образом определяет его.

Действительно, право не сможет регулировать поведение по-другому, только через интеллектуально-психологическую сферу человека.

Недостатки

Но нельзя весь сложный механизм формирования правомерного поведения человека свести лишь к психологической или эмоциональной сфере человеческой личности. Недостаточно объяснять все исключительно ей или только из нее. Необходимо учитывать одновременно как специально-юридические, так и общесоциальные факторы и механизмы, которые имеют здесь не меньшее значение.

89. Нормативистская школа права

В современной юридической литературе существует большое количество концепций, которые рассматривают вопросы происхождения и возможности развития, изучения права. Наиболее распространенными из них являются:

1) естественно-правовая теория;

2) историческая школа права;

3) психологическая теория права;

4) социологическая теория права;

5) нормативистская школа права.

Нормативистская теория права – теория, которая была создана в начале xx в.

Основные положения:

1) весь мир делится на реальную общественную жизнь, «мир сущего»;

2) и на не связанное с ним право, «мир должного», которое представляет собой пирамиду, в основании которой расположены индивидуальные акты, а на вершине – «основная норма».

Главными представителями нормативистской школы права считают Г. Кельзена, Р. Штаммлера, П.И. Новгородцева.

К нормативистам в широком смысле слова в современной юридической литературе относят всех тех правоведов, которые полагают, что наука права должна прежде всего заниматься анализом и классификацией действующих правовых норм, построением юридических понятий и схем, не касаясь вопросов социологии и психологии, а главным образом – политики.

Нормы права представители данной школы определяли как некую совокупность норм, как что-то замкнутое само в себе. Они также пытаются объяснять их не общественно-производственными отношениями и не сложившимися международными условиями, а лишь исходя из самих по себе норм.

36

Источник: https://litrus.net/book/read/169591?p=36

Психологическая теория права

Кто автор психологической теории. Достоинства и недостатки психологической теории. Основные положения теории права

Психологическая теория права разработана ученым российского происхождения Петражицким Львом Иосифовичем в начале 20-го века. Сущность ее излагается в его труде, именуемом «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». В числе сторонников и последователей данной теории выступали: Г. Гурвич; А. Росс; М.А. Рейснер.

Психологическая теория оказывала большее влияние на генерирование идей в области права, в том числе на американскую теорию права современного периода.

Л.И. Петражицкий направлял собственное внимание на психологическую сторону образования правового поведения, выносил его даже за грани интеллектуальной стороны. Он считал, что особенность природы правовых явлений заключается в сфере эмоционального, в области переживаний, но совершенно не в области разума.

Это право он именовал интуитивным, подчеркивая его отличия от позитивного права. К последнему он отнес веления, нормы, запреты, направленные против лиц, которые находились в подчинении по отношению ко всему праву и правоотношениям в отдельности. Интуитивное право, по мнению Петражицкого, отражает психологическое отношение адресата к официальному, объективному (позитивному) праву.

  • Курсовая работа 400 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Замечание 1

Отец психологической теории права Петражицкий являлся профессором юридического факультета Петербургского университета, был депутатом 1 Государственной Думы от партии кадетов. После происшествия Октябрьской революции он переехал в Польшу, возглавил кафедру социологии университета Варшавы.

Петражицкий отталкивался от того, что право укоренено в психике индивида. Юрист поступит ошибочным образом, считал он, если начнет искать правовой феномен где-то в пространстве над, либо между людьми, в “социальной среде” и т.п., между тем как данный феномен происходит у него самого в голове, в его же психике, и только там.

Интерпретация права с позиций психологии помогает установить юридическую науку на почву достоверных знаний, которые получены посредством самостоятельного наблюдения, то есть методом интроспекции; или же наблюдением над поступками иных лиц.

Источник права, в соответствии с убеждениями теоретика, выступают человеческие эмоции. Собственную концепцию Петражицкий именовал “эмоциональной теорией”, находил в ней противопоставление ее другим психологическим правовым трактовкам, которые выходили из таких понятий, как коллективные переживания или воля в сознании индивидов.

Таким образом, выделяются следующие базовые положения психологической теории права:

  • психологическая теория права, различающая позитивное право, официальным образом осуществляющая собственное действие в государстве, и интуитивное право, базисы которого заложены в людской психике, формируются из того, что они, их группировки и общности переживают как право;
  • позитивное право, представляющееся действующими нормативно-правовыми актами, правом, которое установлено государством, законодательной волей, в отличие от естественного права;
  • интуитивное право, с ним человек в собственных отношениях с иными людьми столкнулось на каждом шагу. Посреди разнообразных психологических людских состояний на передний план перемещаются эмоции, то есть импульсивные переживания, которые побуждают человека воспроизводить конкретные действия.

Достоинства психологической теории права

Теория акцентировала собственное внимание на психологическую сторону влияния права, она имеет тесную связь с проблематикой психологического механизма образования правомерного поведения.

И на самом деле, если цепь предписаний права перевести в качество действительного правомерного поведения переживания и чувств индивида, его психологические импульсы становятсятем последним звеном, напрямую соприкасающимся с определенным неким поведением, этим образом определяет его.

Действительным образом, право не получило возможности самостоятельно регулировать поведение по-иному, лишь через интеллектуально‑психологическую человеческую сферу.

Идеи психологической теории права и ее недостатки

Невозможно целый сложнейший механизм формирования правомерного человеческого поведения провести только к эмоциональной или психологической сфере человеческой личности.

Недостаточным является объяснение все исключительным образом ей или лишь из нее.

Чрезвычайно важно учитывать одновременно как специальные юридические, так и общественно-социальные механизмы и факторы, которые обладают здесь не меньшим значением.

Основные идеи теории:

  • психика людей представляется фактором, определяющим общественным развитием, в том числе его право, мораль, государство;
  • понятие и сущность права производятся, прежде всего, через психологические закономерности: правовые людские эмоции, которые обладают императивно-атрибутивным характером, то есть представляются переживанием чувства правомочия на что-то, то есть атрибутивная норма; и чувство обязанности сделать что-либо, то есть императивная норма;
  • все правовые переживания подразделятся на два вида: переживания позитивного, то есть установленного государством; и интуитивного, то есть личного права. Интуитивное право традиционно исполняет роль регулятора поведения. Разновидность его представляется переживаниями по поводу карточного долга и другие.

Спорные точки концепции:

  1. Природа права сведена исключительным образом к эмоциональной, психологической сфере индивида. Социальные, экономические, политические и иные факторы, от которых таким же образом зависит правовая природа права, в расчет не могут быть приняты. А ведь человеческая психика человека образуется под воздействием соответственных социальных, экономических и политических факторов;
  2. Интуитивное право не обладает формально определенным характером. При таком подходе не существует четких критериев правомерного и неправомерного, законного и незаконного. Это может вести к последствиям трагического характера. Так, в первые годы власти советов карательные органы применяли пролетарское правосознание с целью борьбы с оппозицией, это способствовало массовому террору.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/psihologicheskaya_teoriya_prava/

88. Психологическая теория права

Кто автор психологической теории. Достоинства и недостатки психологической теории. Основные положения теории права

Существуетмножество версий, теорий, которые связаныс вопросом происхождения права. Какодну из наиболее распространенныхнаряду с естественно‑правовой,исторической, социологической можновыделить психологическую теорию права.

Психологическаятеория правабыла разработанароссийским ученым Львом ИосифовичемПетражицким в начале xx в. Суть ее изложенав его труде «Теория права и государствав связи с теорией нравственности». Вчисле приверженцев, последователейэтой теории: А. Росс, Г. Гурвич, М.А.Рейснер.

Психологическая теория оказалабольшое влияние на развитие правовыхисследований, в том числе на современнуюамериканскую теорию права. Л.И. Петражицкийнаправил свое внимание на психологическуюсторону формирования правового поведения,вынося его даже за рамки интеллектуальнойстороны.

Он считал, что особенная природаявлений права находится в сфереэмоционального, в области переживаний,но никак не в области разума. Данноеправо он назвал интуитивным, отличаяего от права позитивного. К последнемуон относил нормы, веления, запреты,которые были направлены к лицам,находящимся в подчиненном отношении кправу и правоотношениям.

Интуитивноеправо, по Петражицкому, определяетпсихологическое отношение адресата кобъективному, официальному (позитивному)праву.

Такимобразом, можно выделить основныеположения психологической теории права,а именно:

1) психологическаятеория права, которая различает позитивноеправо, официально действующее вгосударстве, и интуитивное право, истокикоторого коренятся в психике людей искладываются из того, что они, их группыи объединения переживают как право;

2) позитивноеправо – действующие нормативные правовыеакты, право, установленное государством,волей законодателя, в отличие отестественного права;

3) интуитивноеправо, с которым человек в своих отношенияхс другими людьми сталкивается на каждомшагу. Среди различных психологическихсостояний людей на первый план выдвигаютсяэмоции – импульсивные переживания,побуждающие человека совершатьопределенные действия.

Достоинства психологической теории права

Теорияобращает свое внимание на психологическуюсторону воздействия права, тесно связанас проблемой психологического механизмаформирования правомерного поведения.

И на самом деле, если цепь правовыхпредписаний перевести в качестводействительного правомерного поведенияпереживания и чувства индивида, егопсихологические импульсы станут темпоследним звеном, которое напрямуюсоприкасается с конкретным поведением,таким образом определяет его.

Действительно,право не сможет регулировать поведениепо‑другому, только черезинтеллектуально‑психологическуюсферу человека.

Недостатки

Нонельзя весь сложный механизм формированияправомерного поведения человека свестилишь к психологической или эмоциональнойсфере человеческой личности. Недостаточнообъяснять все исключительно ей илитолько из нее. Необходимо учитыватьодновременно как специально‑юридические,так и общесоциальные факторы и механизмы,которые имеют здесь не меньшее значение.

89. Нормативистская школа права

Всовременной юридической литературесуществует большое количество концепций,которые рассматривают вопросыпроисхождения и возможности развития,изучения права. Наиболее распространеннымииз них являются:

1) естественно‑правоваятеория;

2) историческаяшкола права;

3) психологическаятеория права;

4) социологическаятеория права;

5) нормативистскаяшкола права.

Нормативистскаятеория права– теория, которая быласоздана в начале xx в.

Основныеположения:

1) весьмир делится на реальную общественнуюжизнь, «мир сущего»;

2) ина не связанное с ним право, «мирдолжного», которое представляет собойпирамиду, в основании которой расположеныиндивидуальные акты, а на вершине –«основная норма».

Главнымипредставителями нормативистской школыправа считаютГ. Кельзена, Р. Штаммлера,П.И. Новгородцева.

Кнормативистам в широком смысле словав современной юридической литературеотносят всех тех правоведов, которыеполагают, что наука права должна преждевсего заниматься анализом и классификациейдействующих правовых норм, построениемюридических понятий и схем, не касаясьвопросов социологии и психологии, аглавным образом – политики.

Нормыправапредставители данной школыопределяли как некую совокупность норм,как что‑то замкнутое само в себе. Онитакже пытаются объяснять их необщественно‑производственнымиотношениями и не сложившимисямеждународными условиями, а лишь исходяиз самих по себе норм.

Государствонормативисты рассматривают как «единствовнутреннего смысла правовых положений»,а также как проявление полной «социальнойсолидарности».

Они подвергают критикето положение, что право являетсяпроявлением воли господствующих вобществе классов, не признают того, чтоюридические законы берут основу длясвоего содержания в определенныхэкономических, а также производственныхусловиях, которые доминируют всоответствующем обществе.

Свой подход имеют нормативисты и кметодам изучения права.Нормативизми его сторонники считают право областьючистого долженствования и в результатеполагают его независимым от того, какприменяются и применяются ли вообщеего предписания в существующем мире.

Поэтому нормативисты утверждают, чток праву совершенно нельзя применятьтакой метод, которым изучают явленияреальной действительности. Такимобразом, метод, который пропагандируетКельзен и его сторонники, является нечем иным, как традиционным юридическимметодом догматиков.

Основное его отличиев том, что он «обоснованный» философскойаргументацией, которая была заимствовананормативистами у неокантианцев, а такжеу других современных философских течений(в частности, у махистов).

По мнениютеоретика нормативистской школыКельзена, наука, изучающая право, обязанабыть чем‑то вроде алгебры права илилогики права, а именно системой отвлеченныхформул.

Современныесторонники нормативистской школы такжеподдерживают концепцию о приматемеждународного права над внутригосударственными идею о возможности создания «мировогогосударства» и «мирового правительства».

Источник: https://studfile.net/preview/6705197/page:4/

Теории личности в психологии

Кто автор психологической теории. Достоинства и недостатки психологической теории. Основные положения теории права

Личность – это сформированный индивид той или иной эпохи с определёнными социально — психологическими свойствами.

Во всех эпохах разделение личностей происходило по классовой структуре, то есть каждая личность занимала какую-то ступень в социуме.

Это и материальная, и политическая позиция субъекта общественной организации, сюда относится также и род занятий, и моральное сознание и строение обязанностей, прав человека. Теория личности состоит из гипотез её формирования.

Современные теории личности условно поделим на два основных класса:

  1. Теории личности, где человек рассматривается как индивидуальность. Сюда можно отнести теории А. Маслоу, Э. Эриксона, Дж. Келли.
  2. Теории личности, изучающие классы людей. Сюда можно отнести теории К. Юнга, Г. Айзенка, Г. Олпорта.

При описании основных теорий личности будет использован учебник Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.

Психодинамическая теория

Мясищев В. Н. в своей направленности психологии настаивает на том, что единство личности заключается из этапов её формирования, динамики нрава, её структуры. Строение личности является одним из определений согласно Мясищеву В. Н. её целостность, то есть особенности личностных качеств связаны с её побуждениями.

Согласно Мясищеву В. Н. вопросы, которые касаются строения личности, определяются сочетанием видов деятельности, зависящих от среды существования и определённого исторического периода, её стремлений и нужд.

Основателем этой теории является Фрейд Зигмунд. Этот австрийский учёный утверждал в своём психоанализе, что у личности отсутствует свобода воли. Внутреннее состояние человека имеет субъективное начало.

То есть человек является заложником своего внутреннего состояния, истинность его действий завуалировано поведением.

Узнать чёткую и правдивую информацию о личности можно, благодаря применению специальных приёмов.

В теории личности Фрейда определяется три её модели:

  1. Ид — «оно» — это некое строение личности, которая основана на бессознательных побуждениях. Эта инстанция функционирует только в совокупности с гормоном удовольствия.
  2. Эго — «я» — эта инстанция состоит из осознаваемых направлений психики человека, то есть это наши познания окружающей среды. Эго обслуживает инстанцию ид, а также является её регулятором с супер эго.
  3. Супер эго — «сверх я» — это инстанция личности, основанная на моральных ценностях и установках социума, в котором существует человек.

Аналитическая теория

В основу формирования личности Юнг вкладывает психологические принципы, приобретённые с рождения. Человеку передаётся через поколения уже сформированные идеи – «архетипы».

К примеру, концепции добра и зла универсальны для всех народов. Однако, существуют архетипы нестандартного характера.

Юнг утверждал, что смысл жизни заключается в дополнении врождённых концепций персональными и развитыми архетипами.

По его мнению, формирование личности длится всю жизнь. В первичной структуре личности преобладают бессознательные (врождённые) архетипы. На перемены поведения человека влияют эти врождённые факторы, при этом его воля ущемлена.

Некоторые архетипы человека имеют реализованные психологические качества, называемые чертой характера. К примеру, такие концепции, как:

— «персона» — это чувства, которые мы предъявляем на показ;

— «тень» — это искренние чувства, которые мы утаиваем от других;

— «анимус» — характеризует нашу мужественность и смелость;

— «анима» — этот архетип характеризует такие душевные качества, как внимательность, нежность.

В аналитической концепции выделяют такие сферы личности:

  1. Бессознательная коллегиальная. Такое строение личности хранит в себе историческую наследственность человечества.
  2. Бессознательная персональная – это строение сочетаний комплексов или чувств, которые вытесняются из разума человека. К примеру, человек в своём функционировании всю психологическую энергию затрачивает на достижение власти.
  3. Сознательная персональная. Эта инстанция является основой самосознания, то есть она состоит из мыслей, воспоминаний, чувств, поэтому мы и считаемся осознанными личностями.

Гуманистическая теория личности

Деградация личности случается, когда останавливается её трудовая деятельность. Такое явление считается следствием коренных перемен в способе жизни, статусе в социуме человека. Такое внезапное блокирование ценностей может повлиять на глубокие перемены в личности.

По мнению Роджерса К. цель в жизни заключается в реализации своих врождённых потенциалов, то есть, чтобы стать полностью сформированной личностью, человек должен познать себя.

Теория развития личности по Маслоу А. основана на двух типах потребностях – это «дефицитарные» и «ростовые». Первые прекращают своё действие после их воздаяния, вторые после реализации усиливают своё действие.

Маслоу выделил пять ступеней побуждений:

  1. Нужда физиологическая (нужда в питании и отдыхе).
  2. Нужда в безопасности (необходимость в работе, недвижимости).
  3. Нужда в принадлежности, то есть потребность в образовании семьи.
  4. Нужда в самоуважении.
  5. Нужда в само актуализации.

В гуманистической теории акцентируются следующие модели личности:

  • «реальное Я» — сочетание настроений, ощущений, размышлений на сегодня.
  • «идеальное Я» — сочетание настроения, чувств, размышлений, которыми человек стремится овладеть для достижения своего персонального резерва.

Целостную личность определяют:

  • Простота и натуральность поведения.
  • Многократные переживания предельно допустимых чувств.
  • Эффективная оценка реальности.
  • Откровенное желание оказать помощь всему человечеству.
  • Направление на преодоление трудностей.
  • Завышенные моральные ценности

Итак, личность – это внутреннее осязание человеческого «я», а строение личности – это сочетание «идеального и реального Я».

Когнитивная теория

Эта теория похожа на гуманистическую, однако, некоторые отличия имеются.

Основателем этой модели считается Дж. Келли. По утверждению, этого психолога человек желает знать, что с ним происходит сейчас и что свершится в будущем.

Келли убеждён, что для определения личности важно социальное окружение. Когнитивная модель концентрируется на норове человека и влиянии на него духовных процессов.

Основным структурным элементом этой теории считается личностный «конструкт». В каждой личности содержится система таких конструктов, которую можно поделить на два блока:

  1. Система «ядерных» конструктов. Ими человек руководствуется при взаимодействии с другим социумом.
  2. Система периферических конструктов. Сюда относятся остальные персональные качества.

Функционирование двух систем конструктов составляет целостность личности.  Существует когнитивно-сложная и простая личность.

Когнитивно сложная личность различается от когнитивно простой следующими показателями:

  • Быстрее преодолевает стресс.
  • Завышенное самомнение.
  • Имеет улучшенное психическое состояние.
  • Лучше приспособлена к возникающим ситуациям.

Поведенческая теория

В этой модели есть два течения – рефлекторное и социальное. Социальное течение возглавляют психологи Дж. Роттер и А. Банудра, а рефлекторное – Б. Скиннер и Дж. Уотсон.

Основным источником формирования личности в освоении обоих направлений считается среда, в которой он обитает. Личность – это продукт обучения.

Банудра считает, что уверенность личности в том, что она может, а что нет, формируют следующие условия:

  • Прошлый опыт.
  • Само убеждение. К примеру, «Я это сделаю!»
  • Приподнятое эмоциональное настроение (любовь, музыка, алкогольные напитки).
  • Подражание и моделирование поведения других личностей.

Таким образом, в своей книге Зиглер «Теория личности» совместно с Хьеллом пытаются отобразить разработку теории, описывающей саму личность и её окружение.

Теории личности в психологии was last modified: 20 апреля, 2019 by Елена Погодаева

Источник: https://dizzwizz.ru/psihika/psihoanaliz/teorii-lichnosti-v-psihologii.html

Психологическая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Кто автор психологической теории. Достоинства и недостатки психологической теории. Основные положения теории права

Психологическая теория происхождения государства была разработана Львом Петражицким. Согласно мнению этого ученого, государство появилось благодаря разделению социума по ряду психологических признаков. Существует два типа людей — подчиняющиеся и управляющие.

Суть и история развития направления

Психологическая концепция права показывает, что государство было основаны не на материальных ценностях, как утверждала марксистская доктрина. Они появились благодаря ряду психических качеств, переживаний и эмоций людей.

Лев Петражицкий утверждал, что отдельные социальные группы не могут длительное время существовать без правовых переживаний. Государство может образоваться только по причине определенного состояния психики разных групп индивидов.

Суть этой теории заключается в том, что индивид имеет психологическую потребность в том, чтобы быть в организованном обществе, где его действия ограничиваются социальными рамками. При этом он должен ощущать, проявлять активность в рамках коллективного взаимодействия.

Сторонники направления считают, что общество образовалось благодаря психологическому развитию человека.

Исследователи сравнивали общество с биологическим организмом, в котором отдельные части связаны между собой.

Между отдельными индивидами есть психологическая связь, позволяющая им объединяться в группы для достижения общей цели. По этому утверждению можно понять, что солидарность становится главной чертой характера человека, но одинаковых индивидов не существует.

По физическим качествам есть сильные, слабые личности. В зависимости от психических качеств выделяется две группы индивидов:

  1. Личности, подражающие авторитетам. Им свойственно подчинение другим. При исполнении приказов со стороны руководства, они становятся спокойными, веря, что поступают во благо правому делу.
  2. Люди, стремящиеся управлять другими. Они не умеют выполнять приказы, имеют собственное мнение на многие вещи, не признавая слов других. Их умение подчинять окружающих своей воле позволят добиваться руководящих постов.

Возникла эта теория в середине 19 века, но большую популярность она получила только к началу 20 столетия.

Основные концепции

Существует несколько основных концепций происхождения власти и права:

  1. Теологическая (или как ее еще называют — божественная, религиозная). Она управляла сознанием людей в Средневековье. Суть этой теории заключалась в том, что все возникает по воле Бога. По этой причине власть считается святой, незыблемой. Ее представители являются исполнителями божественной воли на земле.
  2. Патриархальная. Любой человек — коллективное существо, стремящееся создать собственную семью. Государство является высшей ступенью, когда многие семьи объединяются вместе под предводительством одного отца, старейшины, лидера.
  3. Договорная. Государство образовали индивиды, которые хотели сохранить то что имеют на данный момент, не воевать друг с другом, но для этого нужно было заключить договор, согласно которому все отказывались от благ для достижения общей цели.
  4. Органическая. Государство — целостных организм, клетками которого являются отдельные люди. Чтобы организм работал правильно, клетки должны объединиться и действовать сообща.
  5. Психологическая. Основана на людях, которые хотят подчиняться и личностях, склонных к управлению.
  6. Теория насилия. Государство образовалось благодаря одной группе единомышленников, которые силой подчинили себе других людей. Для управления государством, его насыщения также требуется проявлять насилие (поборы, казни).

Существуют и другие теории (гидравлическая, диффузная, спортивная, инцестная), но они не получили большой популярности среди исследователей, общества.

Основоположники

У каждой теории есть основоположники, последователи:

  • теологическая — Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен, Мерсье;
  • патриархальная — Аристотель, Конфуций, Р. Филмер;
  • договорная — Шарль-Луи Монтескье, Джон Локк, Гуго Гроцкий, А. Н. Радищев;
  • органическая — Герберт Спенсер, Вормс, Прейс;
  • психологическая — Л. И. Петражицкий, Г.Тард, З. Фрейд;
  • теория насилия — Шан Ян, Карл Каутский, Людвиг Гумплович.

В становлении теории участвовали и другие исследователи, но они внесли маленький вклад в развитие направления.

Преимущества и недостатки направления

Чтобы понять насколько актуально учение Петражицкого, Тарда, необходимо разобраться с плюсами и минусами психологической теории происхождения государства. К достоинствам этого учения можно отнести его справедливость.

Любому человеку свойственно проявлять чувство доминирования, стремления к общению, подчинению других. Эти особенности повлияли на образование, развитие государства. Главный недостаток этой теории заключается в том, что она не учитывает другие факторы образования государственного строя.

К ним относится социальное, политическое экономическое развитие.

Психологические качества любого человека формируются под воздействием многочисленных факторов, которые нужно учитывать, чтобы объяснить процесс образования государства. Психологическая теория представляет описание только одного фактора, который бесполезен без других.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva.html

Законы и акты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: