Крупномасштабные чс природного и техногенного характера. Основные данные о природных ЧС. Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях

Что же такое режим повышенной готовности и чем он отличается от ЧС

Крупномасштабные чс природного и техногенного характера. Основные данные о природных ЧС. Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях

Все постоянно говорят про режим повышенной готовности, но каково его реальное определение многие назвать не могут. Давайте разбираться вместе.

Итак, есть Федеральный закон №68 о защите населения от чрезвычайных ситуаций. Первая его редакция была в 1994 году, а последняя, как вы уже догадались, 2 апреля 2020 года. Это важно, так как мы позже остановимся на этих новых изменениях.

В этом законе прописано определение чрезвычайной ситуации (ЧС). Приведем его полностью, а затем прокомментируем.

«Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Сейчас у нас распространение коронавируса, это значит, что строчка про «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих» полностью подходит. То есть нынешняя обстановка всецело накладывается на это определение, и по идее, режим ЧС должны были ввести. Но ввели режим повышенной готовности.

Что же про этот режим сказано в данном Федеральном законе?

В ФЗ есть подпункт про «уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию » . Уровень реагирования описывает степень готовности органов управления и единой госситемы.

То есть, это не особый режим, при котором меняются права и обязанности населения, а только уровень мобилизованности органов.

Грубо говоря, при режиме повышенной готовности врачей и спасателей могут заставить круглосуточно дежурить, полиция может беспрерывно патрулировать улицы и так далее.

Более того, в описании действий органов при режиме повышенной готовности есть строчка о том, что меры, которые принимаются, не должны ограничивать «права и свободу человека и гражданина».

Еще раз: есть режим чрезвычайной ситуации, а уже в этом режиме есть дополнительный пункт о режиме повышенной готовности для государственной системы и органов. Не для простых граждан.

Почему же тогда нам запретили выходить на улицу

Вот тут мы вернемся к тем поправкам, которые были внесены в этот ФЗ 2 апреля 2020 года. Но для начала стоит указать, что раньше могли запретить простым гражданам при введении режима повышенной готовности.

  • Могли ограничивать доступ на территорию, где ввели этот режим. Допустим, была какая-то авария или наводнение и всю область закрывают, чтобы не было новых жертв. Однако сейчас режимы повышенной готовности ввели на территории всей страны, а города не закрыты (большей частью). Из Москвы, где больше всего зараженных, можно спокойно уехать в другой регион на своей машине и разносить заразу в другом месте. Так что этот пункт на федеральном уровне не принимался сейчас.
  • Можно было остановить деятельность организации в опасной зоне, если есть угроза для людей. Теоретически это было применено, так как запретили работу всего и вся, кроме церквей, хотя церковь – это тоже организация.

Это было раньше (поправки в ФЗ от 2012 года), а теперь 2 апреля новый премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которое вносит коррективы.

Теперь по новым поправкам, обычные граждане обязаны соблюдать все меры, которые вводит правительство. Также мы все теперь обязаны:

  • Соблюдать общественный порядок
  • Выполнять требования должностных лиц
  • Эвакуироваться тогда, когда будет дана команда (ее дали)
  • Использовать средства индивидуальной защиты (их не дали, но использовать надо – маски, перчатки, антисептики).
  • Предъявлять документы по первому требованию органов.

Запрещается:

  • Мешать работе должностных лиц
  • Нарушать ограниченную зону (если есть ограждение в виде красных лент)
  • Создавать угрозу для населения своими действиями.
  • Ну и на сладкое – распространять фейковую информацию о ситуации.

Таким образом, теперь в пункте о том, как должны функционировать органы и госсистема прописали еще и как должны вести себя граждане. Но зачем, если поведение граждан и так уже указано при введении ЧС? Ответ на поверхности: чтобы не вводить режим ЧС.

Действия государства при вводе режима чрезвычайной ситуации

Если на территории страны ввели режим ЧС, то согласно статье 24 этого же ФЗ государство обязано финансировать меры по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.

Более того, в законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что и индивидуальные предприниматели, и юридические лица имеют право на получение возмещения вреда имуществу при эпидемиологических мероприятиях в полном объеме. То есть бизнес смог бы выжить, а множество людей не пришлось бы сокращать или отправлять в неоплачваемые отпуска.

Коротко: при режиме ЧС государство обязано поддерживать своих граждан – физических, юридических лиц и малый и средний бизнес.

То есть, правительство экономит на том, что не вводит режим ЧС. При этом по средством введения новых поправок к ФЗ, теперь власти могут контролировать, запрещать и ограничивать какие-либо действия граждан. В том числе и на передвижение.

Однако несложно представить, чем обернется и уже оборачивается такая экономия. Малый и средний бизнес погибает, людей заставляют уходить в неоплачиваемые отпуска вместо обещанного президентом месяца «каникул» с сохранением зарплаты.

Аналитикам сложно подсчитать, сколько экономит государство на введении режима ЧС, но счет идет на триллионы. Однако столько же и теряют люди и бизнес.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/povorotnapravo/chto-je-takoe-rejim-povyshennoi-gotovnosti-i-chem-on-otlichaetsia-ot-chs-5e8b5c14e4ab702789ae76e0

Основные способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях

Крупномасштабные чс природного и техногенного характера. Основные данные о природных ЧС. Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях

В обычных условиях жизнедеятельности граждане самостоятельно обеспечивают свою безопасность.

Но в чрезвычайных ситуациях (ЧС) эта ответственность перекладывается на структуры гражданской обороны, которые также могут подключать к защите и другие ведомства в зависимости от конкретных задач.

Так или иначе, порядок действий базируется на основных способах защиты населения, затрагивающих самые разные аспекты поддержания достаточного уровня безопасности.

Принципы защиты граждан при ЧС

Независимо от проводимых защитно-спасательных мероприятий, службы обеспечения безопасности должны руководствоваться следующими принципами:

  • Заблаговременное планирование операций, направленных на защиту граждан, и проведение их во всех населенных пунктах, входящих в зону риска.
  • Предупреждение ЧС, а также минимизация ущерба и потерь при их возникновении.
  • Планирование и осуществление мероприятий по защите населения при ЧС производится с учетом местных экономических, природных и других характеристик, которые могут повлиять на эффективность осуществления работы.
  • и объем защитных мероприятий должны определяться исходя из принципов достаточности и физической возможности применения конкретных сил и средств с учетом имеющейся ресурсной базы.
  • В ликвидации ЧС участвуют силы гражданской обороны, выделяемые органами местного самоуправления с поддержкой исполнительной власти на региональном уровне.

Основные способы защиты населения

При конкретных ЧС набор мероприятий и действий может быть разным.

Все они будут ориентироваться на недопущение и максимальное сокращение рисков поражения людей, однако способы, объем и характер защитных мер может отличаться в зависимости от обстановки и условий происшествия.

Если говорить о тактике комплексного действия, то с большей долей вероятности будут применяться следующие способы и средства защиты:

  • Своевременное информирование. Применяются различные сигналы оповещения населения.
  • Укрытие людей в защищенных объектах.
  • Применение индивидуальных средств защиты.
  • Мероприятия по защите населения от биологических, радиационных и химических угроз.
  • Эвакуационные мероприятия.
  • Восстановительные мероприятия, оказание медицинской помощи и гуманитарной поддержки.

Вместе с этим по возможности может организовываться профилактическое обучение населения, разведывательные действия, создание резервных каналов поставки продовольствия и наладка коммуникационных сетей.

Своевременное оповещение населения

Целью информирования людей через средства оповещения является доведение распоряжений и оперативных сведений о разного рода угрозах и действиях (заражении, затоплении, радиационной опасности, эвакуации и т. д.).

Современные технологии дают возможность незамедлительного оповещения не только об угрозе как таковой, но и о времени, месте и темпах движения ее носителя.

По расчетам специалистов МЧС РФ, сигналы оповещения позволяют людям укрыться за 10-15 мин после информирования. Это снижает потери с 85% до 5% в среднем.

Что касается применяемых сигналов, то сегодня используются такие виды связи, как радиовещание, телевидение, специальная беспроводная аппаратура и другие средства донесения информации с помощью световых и звуковых источников.

В городах для целей массового информирования используют квартирную радиотрансляционную сеть и громкоговорящую связь, подключенную к единому пульту. оповещений может быть разным в зависимости от условий тревожной ситуации.

Как правило, даются конкретные указания о порядке действий, оговаривается время наступления опасности и т. д.

Помимо общих информационных сообщений, существует ряд тревожных сигналов, которые применяются для оповещения о непосредственной опасности использования химического, ядерного и бактериологического оружия. К таким сигналам относят следующие:

  • «Воздушная тревога». Сигнал предназначен для населения конкретного территориального пункта, который находится в зоне риска поражения противником. Оповещение осуществляется через радиотрансляционную сеть и сопровождается звуками сирен.
  • «Химическая тревога». Этот сигнал оповещает о конкретных угрозах бактериологического или химического нападения. Это значит, что необходимо надеть противогаз и немедленно найти укрытие. В случае угрозы бактериологического нападения в рамках оповещения даются дополнительные инструкции о дальнейших действиях.
  • «Радиационная опасность». Сигнал предназначается населенным пунктам, в направлении которых движется радиоактивное облако. Тем, кому адресуется данное оповещение, необходимо воспользоваться ватно-марлевой повязкой и респиратором, после чего укрыться в противорадиационном убежище.
  • «Отбой воздушной тревоги». Трансляция данного сигнала означает, что с разрешения комендантов убежище можно покинуть. В местах, пораженных оружием массового действия, передаются сведения о сложившейся ситуации, режимах поведения и мерах, направленных на ликвидацию атаки.

Виды мероприятий по защите населения

Для начала стоит выделить две классификации мер, связанных с природой ЧС и характером применяемых средств защиты.

В первом случае разделяют способы защиты в зависимости от техногенного или природного происхождения угрозы, а во втором делят их на принудительные и оперативные действия.

В каждом случае выбор конкретных мероприятий производится в зависимости от расселения людей на территории, природно-климатических условий, экономических возможностей и других факторов. Комплексные системы защиты населения предусматривают выполнение следующих мероприятий:

  • Инженерная защита населения.
  • Операции, направленные на защиту от радиационных и химических угроз.
  • Медицинские мероприятия.
  • Подготовка населения для защиты от ЧС.

Эвакуационные мероприятия

Один из базовых способов обеспечения защиты населения в случае ЧС. Наиболее эффективна эвакуация при радиоактивном загрязнении и катастрофическом затоплении местности. цель этого способа защиты заключается в организованном перемещении определенной группы людей и по возможности материальных ценностей в безопасные зоны. Существуют следующие классификации способов эвакуации людей:

  • По средствам перемещения – транспортом, пешим ходом, комбинированными способами.
  • По виду опасности – из зон биологического, химического, радиоактивного заражения, затопления, сильных разрушений и т. д.
  • По удаленности – эвакуация может быть локальной (в рамках города, поселка или района), местной (в пределах муниципального образования РФ), государственной (в границах РФ).
  • По временным показателям – временная (с возможностью возвращения на покинутое место через несколько дней), среднесрочная (до 30 дней), продолжительная (более 30 дней).

Потребность в эвакуации населения, способы ее проведения и сроки определяет местная комиссия по ЧС. Основанием для таких действий может стать выявленная и оцененная по ранее подготовленным нормативным критериям угроза жизни людей.

Укрытие в защитных сооружениях

Инфраструктура городских населенных пунктов должна предусматривать возможность местного укрытия в защищенных сооружениях. Это важно в случае затруднения полной эвакуации населения.

Защитное сооружение представляет собой инженерную конструкцию, предназначенную для временного укрытия людей, техники и материального имущества от опасностей природного и техногенного характера.

На сегодняшний день основной способ защиты населения в виде укрытия предполагает эвакуацию в убежища открытого и закрытого типа. К первым относятся траншеи и щели, а ко вторым – специальные противорадиационные укрытия.

Техническая организация укрытий

Фонды защитных сооружений наращиваются разными способами. Для размещения объектов хозяйственного, производственного и социально-бытового назначения с возможностью обеспечения внешней защиты могут осваиваться подземные городские пространства.

Ставятся на учет также подвальные и другие мелкозаглубленные помещения наземных сооружений.

Естественные полости, горные выработки и шахты метрополитенов после соответствующего дооборудования могут использоваться в организации защиты населения и материальных средств в угрожаемый период.

Для всех объектов из фонда защитных городских укрытий действуют определенные требования к условиям содержания людей, которые касаются санитарно-гигиенических правил. Также к основным требованиям относится возможность подготовки укрытия к приему населения за 12 ч с момента оповещения.

В процессе осуществления эвакуации и обеспечения локальной защиты, в зоне угрозы необходимо использование средств индивидуальной защиты (СИЗ). Их может представлять один или группа предметов, которые служат для препятствования действия биологических, химических радиоактивных веществ на одного человека.

К наиболее распространенным средствам защиты населения такого типа можно отнести противогазы, тканевые маски, респираторы и ватно-марлевые повязки. По защищаемым органам выделяют СИЗ для кожных покровов и органов дыхания. Для такого рода защиты могут использоваться и бытовые материалы.

Например, одежда, изготовленная из прорезиненных изолирующих тканей, обеспечит защиту от вредных воздушных примесей.

Оказание медицинской помощи

В общем комплексе защитных мероприятий проводятся и медицинские действия. Они могут осуществляться в рамках лечебных, санитарно-гигиенических и профилактических мер, направленных на минимизацию влияния поражающего эффекта на людей. и объем медицинских действий будет зависеть от условий текущей обстановки и характеристик поражающих факторов.

Например, обеспечение защиты населения в рамках лечебно-профилактических мероприятий может выполняться с помощью радиозащитных препаратов, дезинфицирующих растворов, противобактериальных, обезболивающих и перевязочных средств. В числе табельных медсредств также стоит выделить индивидуальную аптечку, противохимический пакет и перевязочный набор.

Заключение

Технологическое развитие коммуникаций и средств коллективной защиты на сегодняшний день позволяет эффективно справляться с выполнением задач гражданской обороны в условиях ЧС.

Хотя основные способы защиты населения по-прежнему сводятся к своевременному оповещению, проведению эвакуации и применению СИЗ, появляются и модифицированные способы защиты от современных угроз и вызовов. Например, разрабатываются новые требования к организации убежищ, предназначенных для изоляции от поражающего действия ядерных и химических факторов.

Меняются и подходы к коммуникационной организации проведения защитных мероприятий, что позволяет экономить больше времени на оповещение население и подготовку инструктажей.

Источник: https://FB.ru/article/380909/osnovnyie-sposobyi-zaschityi-naseleniya-v-chrezvyichaynyih-situatsiyah

Законы и акты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: