Конституционно правовое отношение. Конституционно-правовые отношения Российской Федерации: понятие, особенности и виды

Конституционно-правовые отношения и их субъекты

Конституционно правовое отношение. Конституционно-правовые отношения Российской Федерации: понятие, особенности и виды

Определение 1

Конституционно-правовые отношения – это определенный вид общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права, отображающего юридическую взаимосвязь между субъектами в виде взаимных прав и обязанностей, которые предусмотрены правовой нормой.

Для конституционно-правовых отношений свойственны такие объекты, как: жизнь, достоинство и свобода человека, государственная власть, целостность государства, специфические источники (федеративный договор, Конституция, федеральные законы и т.д.).

Разные конституционно-правовые отношения различаются по своему содержанию и составам субъектов.

Данные отношения возникают главным образом в процессе реализации государственной власти и обеспечения прав и свобод человека, они могут носить конкретный или общий характер.

Нормы-декларации и нормы-принципы порождают правовые отношения общего характера, которые не обозначают субъекты отношений, их права и обязанности. Правовые отношения – это особые индивидуальные связи между разными субъектами конституционного права.

  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Виды конституционно-правовых отношений:

  • конкретные отношения – субъекты четко определены, обозначены их взаимные права и обязанности;
  • правовые отношения общего характера – субъекты четко не определены, их конкретные права и обязанности не установлены;
  • правовые состояния – четкая определенность субъектов правовых отношений;
  • по времени функционирования: постоянные и временные правоотношения, для постоянных правоотношений срок действия не определен, свое существование они могут прекратить в каких-либо конкретных условиях; временные правоотношения возникают в процессе реализации правил поведения – конкретных норм (со временем выполнением оно прекращается);
  • по специфике правового регулирования: процессуальные и материальные – в процессуальных правоотношениях проявляются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, устанавливающих обязанности субъектов; в материальных правоотношениях отображены права и обязанности, представляющие содержание правоотношения;
  • по целевому назначению: правоустановительные (содержат права и обязанности) и правоохранительные (правовая охрана предписаний, содержащихся в конституционно-правовых нормах).

Возникновению и формированию определенного конституционно-правового отношения предшествует какой-либо конкретный юридический факт (действие или событие), влекущее к возникновению, изменению или прекращению правоотношения. Объектом конституционного регулирования выступают общественные отношения, регулируемые Конституцией.

Структура и особенности конституционно-правовых отношений

Структура конституционно-правовых отношений содержит следующие элементы: содержание, объекты и субъекты отношений.

Часто реализация какой-либо правовой нормы является основанием для появления нового правоотношения.

Реализация какой-либо группы взаимосвязанных правовых норм, составляющих какой-либо правовой институт, представляет систему – ряд юридических фактов и конкретных, порождаемых ими правоотношений.

Характерные черты конституционно-правовых отношений:

  • формируются в сфере отношений, представляющих предмет конституционного права, отличаются содержанием;
  • отличаются особым субъективным составом (некоторые субъекты государственно-правовых отношений не могут выступать участниками других правоотношений);
  • выражают интересы как отдельных социальных групп, так и общества в целом;
  • реализуются в составе определенного блока, в составе связи, а не изолированно;
  • имеют высокий политический потенциал (представляют квинтэссенцию существующих в обществе политико-правовых отношений).

Субъекты конституционно-правовых отношений

Замечание 1

К субъектам конституционно-правовых отношений относятся участники отношений, которые регламентируются конституционным правом. Участники данных отношений могут выступать носителями юридических прав и обязанностей, обеспеченных нормами конституционного права. Конституционный вид правосубъектности образован способностью выступать субъектом конституционных и правовых отношений.

Субъекты конституционно-правовых отношений составляют специфику отношений и весьма разнообразны. К ним относятся:

  • физические лица, включая иностранных граждан или лиц без гражданства;
  • отдельные общности людей (население административно-территориальных единиц, народ в целом);
  • ассоциации граждан (общественные и политические движения, партии, различные общественные объединения);
  • государство и субъекты Федерации;
  • органы государственной власти (органы федерального уровня – Правительство, Президент и др.; субъекты РФ; государственные органы управления на местах);
  • органы местного управления (собрания депутатов, мер города и др.).

Основным субъектом конституционных правоотношений является гражданин и человек. В конституционно-правовые отношения с государством человек вступает через органы власти и постоянно находится с ними во взаимоотношениях.

Человек и гражданин обладает правосубъектностью, то есть имеет право требовать от государства обеспечения своих законных интересов через соответствующие государственные органы. Правосубъектность может носить общий и специальный характер.

Народ выступает субъектом конституционно-правовых отношений в ситуациях, когда формулируется источник принятия Конституции или, когда проходит всенародное ание.

Российская Федерация, входящие в состав РФ республики, края, области, округа и автономные области, города федерального значения являются субъектами конституционного права и правоотношений в целом или через органы государственной власти, депутатов, должностных лиц, парламентские и избирательные комиссии и др.

Субъектами конституционно-правовых отношений выступают глава государства, главы республик, парламента, правительства, их структурные подразделения, органы местного самоуправления, суды всех уровней. В прямые правоотношения с народом государство вступает через избирательное право.

Права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений

Каждый субъект конституционно-правовых отношений имеет определенные обязанности: общие (обязанность к соблюдению Конституции РФ, законодательства страны); личные (например, обязанность общественных объединений публиковать отчеты об использовании имущества); конкретные (например, обязанность подписать или обнародовать принятый федеральный закон и др.).

Субъективные права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений представляют его содержание.

Субъективное право – это мера поведения участника правоотношения, предусмотренная нормой конституционного права. Субъективное право характеризует возможность его использования по усмотрению субъектов конкретного конституционно-правового отношения.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 31) граждане Федерации могут устраивать мирные митинги, демонстрации, собрания, пикетирования и шествия, без оружия.

При проведении демонстрации каждый гражданин при желании обладает субъективным правом принять в данной демонстрации участие.

Субъективная обязанность – мера должного поведения участников (субъектов) конституционно-правового отношения, предусмотренная нормами конституционного права.

Субъективные обязанности в зависимости от закрепленного в диспозиции правовой нормы характера поведения бывают следующих видов: активными (предусматривают необходимость конкретных действий); пассивными (предписывают воздержание от конкретных действий, которые запрещены нормой права).

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/konstitucionno-pravovye_otnosheniya_i_ih_subekty/

Субъекты конституционного права: понятие, группы

Конституционно правовое отношение. Конституционно-правовые отношения Российской Федерации: понятие, особенности и виды
Определение 1

Субъект конституционного права – это определенное лицо, организация или какое-либо иное образование за которым специальным законом признается конкретная способность выступать в качестве носителя прав субъективной направленности, а также обязанностей юридического порядка.

Необходимо заметить, что только закон имеет право устанавливать и, что не менее важно признавать то особое качество юридического характера или свойство, которое дает возможность гражданину или организации стать субъектом правового отношения. Данное качество, или свойство называется правовой субъективностью.

Для того чтобы лицо имело право выступать в роли участника правового отношения оно обязательно должно владеть кроме правовой способности еще и дееспособностью, то есть способностью своими деяниями приобретать то или иное право, и при этом создавать для себя юридические обязанности, и, что наиболее важно нести ответственность за осуществимые правового нарушения то есть (обладать деликтоспособностью).

Замечание 1

Стоит отметить, что субъекты конституционного права РФ делятся на две группы:

  • лица физического характера;
  • определенные образования общественной направленности.

К первой группе субъектов имеют отношение граждане, лица которые прибыли из-за рубежа, группы граждан, избиратели и, конечно, депутаты как лица со специальной правовой способностью, и их группы (в Италии и Словении, например, группы избирателей выступают в качестве субъектов права законодательной инициативы).

Лица физического характера обычно имеют определенные различия по своему статусу.

Объем прав, который предоставляется национальным правом конституционного порядка бывает совершенно разным и напрямую зависит от того находится данное физическое лицо в гражданстве этого государства или выступает в качестве иностранца либо лица, которое просто не имеет гражданства.

Рисунок 1. Субъекты права конституционной направленности

https://www.youtube.com/watch?v=BwUItgxDYxQ\u0026list=PL9FWJn3Cni6waeO4d1ulVZ_anHQyExy4d

Соответственно национальное право конституционного порядка каждой отдельной страны содержит определенную совокупность норм правового характера, которые существуют именно для того чтобы осуществлять необходимые действия по регулированию порядка приобретения, а также потери гражданства, его статус, режим правового характера иностранцев, статус лиц правового характера, которые просто не имеют гражданства. Такие нормы существуют именно для того чтобы определять наиболее общие стороны правовой субъектности индивидов устанавливая их права основного типа и, что не менее важно обязанности. Если права политического характера в большинстве случаев принадлежат гражданам (хотя стоит заметить, что и этот постулат права конституционного порядка на данный момент подвергается пересмотру в странах Европейского Союза), то права личной направленности, а также свободы закрепляются за всеми лицами независимо от различий в их статусе правового порядка.

Конституционно-правовая субъектность

Также важно, что помимо данной группы субъектов особый характер имеет конституционная правовая субъектность депутатов, в первую очередь депутатов парламента.

Их правовая субъектность, конечно, достаточно тесно связана с компетенцией органа народного представительства.

Депутаты в свое время не выступают в качестве лиц при должности, они занимаются тем, что представляют нацию и в качестве ее представителей являются органической частью органа представительного характера.

Замечание 2

Стоит заметить, что отдельные конституции наделяют членов парламента специальной правовой субъективностью.

Так, опираясь на 69 Конституции Греции статью можно заметить, что доклады в парламент «подаются через соответствующего депутата или передаются главе государства» . 70 Статья Конституции Италии наделяет законодательной инициативой любого члена палаты. Из 77 статьи части 1 Конституции Испании вытекает, что петиции от демонстраций граждан принимаются через депутатов.

Ко второй группе правовых субъектов конституционного характера имеют отношение населения государства в целом, государственные органы, в определённых ситуациях их отдельные части (например, комиссии или палаты, партийные группы в парламентах), отдельные сообщества социального характера (территориальные коллективы самоуправления и их органы), объединения общественной направленности (профсоюзы, объединения лиц свободных профессий), те или иные партии политического порядка, в некоторых государствах – церковь.

Замечание 3

Стоит отметить, что одной из самых важных специфических особенностей национального права конституционного характера является то, что носителем прав и, конечно, обязанностей вполне может выступить население государства в целом, то есть народ в форме той или иной публичной организации в лице государства, а также народ непосредственно как население страны, что в свое время решает большое количество вопросов ее государственно-правового развития.

Право конституционной направленности достаточно большого количества государств признает в качестве источника власти только народ в целом при этом конституции достаточно часто подчеркивают, что никакое лицо, а также никакая часть народа не могут осуществлять власть государственного характера.

Свое полновластие народ реализует при помощи специальных процедур юридической направленности: общего права избирательного порядка, референдума, то есть той или иной народной инициативы, и др.

Государство в свою очередь целиком как субъект конституционного права выступает именно в роли участника правового отношения, которое непосредственно выражает его суверенитет.

Опиши задание

Так, государство в целом выступает участником отношений конституционно-правовой направленности в сфере судебного производства.

С этим достаточно тесно связаны, в частности, определенные процессуальные гарантии свобод, а также прав личности реализация которых в свою очередь обеспечивается авторитетом государства.

В таких правовых отношениях органы государственной власти и лица при должности обычно выступают как представители государства в целом.

Примером, когда государство выступает в роли субъекта конституционного права, служат правовые отношения, связанные с гражданством (его обретением и прекращением).

В таком случае соответствующие органы государственной власти, а также лица при должност, осуществляя те или иные полномочия, которые на них возложены выступают не как самостоятельные участники правовых отношений, а как представители государства в целом.

Государство находится в тех же условиях, которые предусмотрены специальными нормами права конституционной направленности для иных участников правового отношения и тогда, когда идет речь об отношениях федеративного государства с субъектами федерации. Оно осуществляет свои действия или через государственные органы, или при помощи референдума.

https://www.youtube.com/watch?v=h2DzYw7exSw\u0026list=PL9FWJn3Cni6waeO4d1ulVZ_anHQyExy4d

Замечание 4

В качестве субъектов конституционного права выступают государственные органы. Как субъекты специального правового отношения они наделяются определенной компетенцией согласно возложенным на них задачам (то есть издание законов, контроль, который осуществляется за деятельностью иных органов, исполнение законов и т.п.).

Достаточно часто конституционной правовой субъективностью наделяются группы депутатов. Например, 183 статья Конституции Португалии закрепляет за парламентскими группами права:

  • осуществлять необходимые действия для того чтобы принять участие в работе комиссий Ассамблеи;
  • высказываться в процессе составления повестки дня и, что не менее важно обращаться к пленарному заседанию для просмотра подготовленной повестки дня;
  • требовать от Постоянной комиссии содействия в ходе созыве Ассамблеи;
  • требовать создания специальных комиссий парламентской направленности;
  • осуществлять ту или иную инициативу законодательного характера;
  • вносить определенную резолюцию об отклонении программы Правительства;
  • вносить резолюцию недоверия Правительству;
  • регулярно получать конкретную информацию непосредственно от Правительства о прохождении тех или иных принципиальных вопросов, которые в свою очередь представляют интерес общественной направленности.

Субъекты права

Также стоит отметить, что в определенных странах в качестве субъектов права конституционной направленности выступают те или иные группы избирателей, которые при этом наделены специальным правом народной инициативы законодательной направленности.

В конституционно-правовой сфере также действуют специальные правовые субъекты, которые присущи именно данной области правового отношения.

Так, почти во всех государствах современного типа существуют территориальные самоуправляющиеся коллективы, которые при этом имеют в своем распоряжении собственные выборные представительные органы.

Данные территориальные самоуправляющиеся коллективы имеют достаточно широкий круг полномочий в сфере ведения преимущественно местных дел. Они в свое время осуществляют необходимые действия по реализации своих прав через собственные органы или непосредственно при помощи специального референдума.

К субъектам права конституционной направленности относят также определенные партии политической направленности, которые играют исключительно важную роль в ходе формирования и, что не менее важно практическом функционировании определенных государств (например, 4 статья Конституции Франции).

В конституциях определенных государств (39 статья Конституции Италии, а также 28 статья Конституции Японии) определяется правовой субъективностью профсоюзов. В определенных государствах субъектом права конституционной направленности является и церковь (например в Великобритании, Швеции).

Специальной характерной особенностью конкретных конституционно правовых отношений является то, что их субъекты являются не равноправными сторонами. В данных отношениях осуществляет свои действия принцип властвования и, конечно, подчинения.

При этом один и тот же субъект права конституционной направленности в разных отношениях может как иметь власть, так и быть подчиненной стороной.

Так, внесение депутатом Бундестага в палату проекта закона влечет появление между ними определенных отношений конституционно-правового характера, а прибытие избирателя на специальный избирательный участок в день выборов порождает конституционно-правовые отношения между ним и участковой избирательной комиссией.

Замечание 5

Отношения конституционно-правовой направленности образуют специальную основу регулирования правового характера в сфере политико-государственного властвования в обществе.

В качестве предмета науки права конституционного характера зарубежных стран выступают общие закономерности конституционного развития зарубежных стран и при этом особенности конституционно-правового регулирования наиболее важных отношений общественно порядка в зарубежных странах.

Замечание 6

Стоит отметить, что методы конституционно-правового регулирования подразделяются на: императивный и диспозитивный.

Наука конституционного права тех или иных зарубежных стран достаточно подробно изучает отрасль права конституционной направленности зарубежных стран, при этом проводит анализ отдельных правовых институтов, их взаимосвязей, тенденций, закономерностей развития конституционного права, а также занимается многими другими вопросами права конституционного характера.

Дисциплина учебной направленности является достаточно узким понятием в отличие от понятия науки. Отличие учебной дисциплины «Конституционное право» от одноименной науки в том, что цель учебной дисциплины – доведение до определенного круга (например, студентов) наиболее важных положений науки, то есть не изучение отрасли, а ознакомление с ней.

Право конституционной направленности зарубежных стран образует определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.

Один из главных элементов системы права конституционного характера зарубежных стран – правовой институт – группа норм правовой направленности объединенных общей сферой регулирования.

Что касается основ теории права конституционной направленности зарубежных стран, то они включают в себя такие основные институты:

  • основные свободы, а также права человека и, конечно, гражданина;
  • специальные формы правления;
  • формы устройства государственного порядка;
  • основы права избирательного характера;
  • институт главы государства;
  • власть законодательной направленности.

Конституционно-правовые нормы

Регулирования конституционно-правовой направленности осуществляется при помощи специальных норм конституционно-правового характера, которые в свою очередь отмечаются в конституции, законах или совершенно других источниках правил общеобязательного должного, или возможного поведения защищенных принудительной силой государства.

Достаточно значительные отличия норм конституционно-правовой направленности от норм иных отраслей права кроется именно в том, что конституционно-правовые нормы характеризуются: основополагающим, базовым характером, а также стабильностью, которая является повышенной.

Субъектами (то есть участниками) отношений конституционно-правовой направленности являются:

  • человек (гражданин, иностранец, лицо без гражданства);
  • группы людей – то есть определенные партии, организации общественной направленности, собрания избирателей.;
  • народ в целом;
  • государственные органы;
  • органы самоуправления местного порядка;
  • составные части государства – субъекты федерации, образования административно-территориальной направленности;
  • государство;
  • различные другие субъекты.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-zarubezhnyh-stran/subekty-konstitutsionnogo-prava/

Конституционно-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты, объекты, виды

Конституционно правовое отношение. Конституционно-правовые отношения Российской Федерации: понятие, особенности и виды

В сферу конституционного права попада­ет только определенная часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На самом деле и по своему значению, и по объе­му эти отношения весьма важны.

Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права.

Или, конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим юридический факт, приводящий норму в действие.

Юридический факт – это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.

Таким юридическим фактом может быть действие одного из потенциальных субъектов правоотношения.

В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст.

117 Конституции: “Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ”. Но наличие этой нормы еще не порождает никаких конкретных правоотношений.

Не порождает никаких правоотношений наличие потенциальных субъектов этих отношений: Правительства и Президента РФ.

Однако заявление Правительства об отставке является юридическим фактом, порождающим конституционно-правовое отношение. При этом действия могут быть как правомерными, т.е. соответствующими нормам права, так и неправомерными, т.е. такими, которые противоречат юридическим нормам.

Наряду с действиями, совершаемыми по воле субъектов правонарушения – государства, субъектов Федерации, государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, отдельных граждан, юридическими фактами могут быть и события, под которыми понимаются такие обстоятельства, которые не зависят от воли и поступков субъектов данного конкретного правоотношения (стихийное бедствие, война, рождение и т.п.). Например, факт достижения 18-летнего возраста в период избирательной кампании дает право конкретному молодому человеку быть внесенным в список избирателей и обязывает избирательную комиссию внести его в этот список.

Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конститу­ционного права, то не все его нормы способны породить право­отношения.

Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через кон­кретные правоотношения, а путем психологического воздейст­вия на людей и провозглашения самых общих правил и прин­ципов, которые влияют на создание конкретных норм.

Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Ясно, что эта норма не порождает конкрет­ного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований.

Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отноше­нию к власти, и в этом — высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.

Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за наруше­ние предписанной нормы поведения.

Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти пра­воотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимо­отношения людей и органов власти, т. е.

устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.

Специфика конституционно-правовых отношений:

  • отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих
    предмет конституционного права;
  • им свойствен особый субъектный состав (среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений);
  • обладают высоким политическим потенциалом (по сути, они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе);
  • реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

  1. субъекты (число которых не может быть менее двух);
  2. содержание;
  3. объект.

Подробнее о структуре конституционно-правового отношения

Для лучшего понимания структуры конституционно-правового отношения вновь обратимся к ст. 117 Конституции РФ, в которой сказано: “Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации”.

Эта правовая норма начинает работать в том случае, если появляется юридический факт, в данном случае в форме действия Правительства – его заявления об уходе в отставку. Возникают конкретные конституционно-правовые отношения. Субъектами этих правоотношений являются Правительство и Президент РФ.

данного правоотношения составят субъективные права и обязанности Президента и Правительства, а именно: у Президента есть право принять или отклонить отставку; если отставка отклоняется, у Правительства возникает обязанность продолжать свою деятельность, а если отставка принимается, то у Правительства возникает обязанность уйти в отставку. Объектом данных правоотношений является власть, полномочия Правительства.

Следует заметить, что часто полная реализация одной правовой нормы служит основанием возникновения нового правоотношения. Так, если на основании ч. 1 ст. 117 Правительство уходит в отставку, начинает действовать другая норма, сформулированная в ч. 5 той же ст.

117 Конституции: “В случае, отставки, или сложения полномочий, Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации”.

Таким образом, реализация определенной группы связанных между собой правовых норм, часто составляющих тот или иной правовой институт (например, активное избирательное право), представляет целую систему – цепь юридических фактов и последовательно порождаемых ими конкретных правоотношений.

 Субъекты конституционно-правовых отношений

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма раз­нообразны. Собственно, они составляют специфику этих отноше­ний, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

Субъекты конституционно-правовых отношений:

  1. Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).
  2. Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).
  3.  Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).
  4. Государства (РФ, субъекты Федерации).
  5. Органы государственной власти:
    • федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);
    • субъектов Федерации;
    • государственные органы на местах.
  6. Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).

Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Чело­век вступает в конституционно-правовые отношения с государст­вом через его органы.

Вернее, он постоянно находится в этих от­ношениях, обладая правом потребовать от государства через соот­ветствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для оп­ределенных лиц может дополняться специальной правосубъект­ностью.

Субъектом выступает народ, например, когда проводится все­народное ание или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ…» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого по­нятия.

Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города феде­рального значения, автономные область и округа.

Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т.

д.

Таким образом, субъектами являются главы го­сударств (Федерации и республик), главы правительств, парла­менты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотно­шения с народом.

конституционно-правового отношения

Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.

Субъективное право – это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, – возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения. Так, в ст.

31 Конституции РФ записано: “Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование”.

Следовательно, если при проведении должным образом разрешенной демонстрации конкретный гражданин захочет участвовать в ней, то он при желании имеет субъективное право принять участие в этой демонстрации.

Субъективная обязанность – это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, субъективные обязанности бывают:

  • активными, предусматривающими необходимость определенных действий;
  • пассивными, предписывающими необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.

Возвращаясь к примеру о праве граждан проводить демонстрации, можно сказать, что если в этом случае конкретный гражданин участвует в демонстрации, то он реализует свое субъективное право на участие в демонстрации, а его праву корреспондирует субъективная обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления города или иного населенного пункта не чинить никаких препятствий этому гражданину в процессе демонстрации.

Объекты конституционно-правовых отношений

Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:

  1. Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица, которого требует управомоченный субъект этого отношения.
  2. Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага, по поводу которых сложились юридические связи.

Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

Виды конституционно-правовых отношений

1.  В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:

  • конкретные;
  • общие;
  • правовые состояния (особый вид).

В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающие в результате реализации конкретных правовых норм – правил поведения. В конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения. В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Вместе с тем в конституционном праве имеются правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений – возникает особый вид правоотношений общего характера. В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности.

В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип.

Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их особенность – четкая определенность субъектов правоотношений.

Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих конституционно-правовых норм.

Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России.

Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства.

Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм – правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система.

Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/konstitutsionno-pravovie-otnosheniya-ponyatie-soderzhanie-subekti-obekti-vidi

Законы и акты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: