Катехизатор – кто это? Катехизация в Русской православной церкви. Заметки о высшем искусстве. Понятие о катехизации

Катехизация – древо

Катехизатор - кто это? Катехизация в Русской православной церкви. Заметки о высшем искусстве. Понятие о катехизации

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Оглаше́ние, катехизация — ознакомление с христианским учением желающих вступить в Церковь, предшествующее Крещению. В современной практике также включает в себя действия по воцерковлению уже крещеных людей, сопровождение их на первых этапах церковной жизни.

В новое время там, где проповедь Православия велась впервые, оглашение продолжало оставаться важной частью церковной жизни.

Так, святитель Николай Японский учредил многочисленный институт катехизаторов в Японской духовной миссии, которым во многом был обусловлен быстрый и повсеместный рост японской православной паствы до 1917 года.

Огласительный институт первых веков

В древней Церкви институт катехизации занимал важное место в духовной жизни христианской общины.

Особенный расцвет институт катехизации переживает в III-IV веках, когда в контексте довольно высокообразованной позднеантичной цивилизации, языческая интеллектуальная элита сплотилась против Христианства под знамёнами неоплатонизма, который стал не только философией, но и религиозной системой. В этом противостоянии Христианство должно было дать адекватный ответ.

Соответственно, оглашение было и обучением, и проверкой искренности обращения желающего вступить в Церковь. Длилось оглашение обыкновенно не менее трех лет. Такие важные в богословской традиции труды, как “О Началах” Оригена, “Большое огласительное слово” Григория Нисского и многие другие, были написаны именно в целях катехизации.

В Александрийском огласительном училище проходили на первом этапе курс светских наук и языческой философии и лишь затем приступали к изучению Священного Писания. В IV веке Великие каппадокийцы получили сначала философское образование и только потом, уже в сознательном возрасте, приступили к Таинству Крещения.

Спад древней практики

Начиная с V века огласительная практика пошла на спад, а в VIII веке фактически полностью прекратилась в землях, где Православие твердо утвердилось как всенародная вера. Обычно церковные историки называют три причины этого явления:

  • крещение в младенческом возрасте
  • падение уровня образования
  • массовые политически-обусловленные крещения

С V века, крещение младенцев стало повсеместной практикой. Относительно Запада можно отметить, что здесь оформляется августиновская сотериология с её основным акцентом на первородном грехе как наследственной вине, которую несут все люди.

Некрещёный не может быть спасен, даже если он младенец, поэтому забота о спасении души требует крещения человека сразу после рождения, так как все мы подвластны внезапной смерти.

Но на Востоке не было такой жёсткой сотериологической доктрины, и причины исчезновения катехизаторской практики нужно искать и в других факторах.

В IV-V веках происходит радикальная перемена церковно-государственных взаимоотношений.

Начиная с Константина Великого, Церковь начинает рассматриваться как единственная духовно-нравственная сила, способная сплотить всё население империи, почему к концу IV века государственная власть делает Христианство государственной религией.

Римская империя была теократической по своем характеру, языческая религия для нее являлась фундаментом, почему с победой Христианства таким фундаментом стало оно.

Если в середине IV века более половины населения империи были язычниками, к середине V века подавляющее большинство стало христианами. Это вело как к росту номинальных членов внутри церковной ограды, так к снижению уровня церковной дисциплины. Если раньше крещение воспринималось как граница, за которой возврат к прошлым грехам был невозможен, то теперь этот страх ушел.

В указанный период происходят варварские нашествия, в результате чего древняя римская цивилизация была уничтожена и резко упал уровень образования.

Для массы пришельцев-варваров ключевые философские вопросы волновавшие римское общество прежних времен не имели значения.

Методы катехизации, срабатывавшие в античном городском интеллектуальном сообществе, затронутом декадентством, не действовали в среде молодых варварских племен с их агрессивностью и аграрным бытом, пронизанным насквозь языческим культом.

Новый подход к проповеди

В новой ситуации Церковь нашла иную стратегию проповеди. Новый языческий мир сначала надо было воспитать, применив для этого силовые механизмы государства, а потом ему проповедовать. Схема «сначала просвещение – затем Крещение» сменилась на противоположную: «сначала Крещение — затем просвещение».

Если в первые века оружием Церкви было слово, то теперь Церковь идет по пути освящения материальной культуры, пространственно-временных структур.

Этот процесс начался еще при Константине Великом, когда были расчищены от мерзости запустения святые места в Палестине и началось их почитание, развивается храмостроительство, а к концу IV века Рождество Христово начинает праздноваться в день “непобедимого солнца” (25 декабря).

Христианство отвоёвывает те уровни культуры, которые ранее принадлежали миру язычества – такой миссионерский подход оказался эффективен и для христианизации варварских племён.

Проповедь христианства среди молодых народов Европы пошла через освящение быта; создание христианского календаря, в котором святые замещают языческих богов; храмостроение и живопись, более понятные простому человеку. В новых условиях также возрасло значение прямого явления силы Божьей. Новые народы в религиозных вопросах следовали воинской дисциплине: вслед за обращением правителя, следовало обращение всех его подданных, которые не оставляли своего языческого багажа. При этом Христианство принималось сразу как государственная религия.

Примеры

  • В Британии V века проповедовал епископ Герман Автисидорский. Он вступил в полемику с пелагианами, но заключалась она вовсе не в диалектических спорах. К епископу подвели 10-летнюю слепую девочку. Он предложил сначала пелагианам исцелить её, от чего они отказались, после чего призвал Бога и исцелил ее, чем потряс и убедил народ, не рассуждая о сути ереси [1].
  • В Британии конца VI века – вопросы от новокрещенных англов, которые передает святитель Августин Кентерберийский в письме святителю Григорию Двоеслову: как делить дары, приносимые в церковь? как наказывать человека, церковь ограбившего? в какой степени родства можно вступать в брак и может ли человек жениться на собственной мачехе? может ли быть крещена беременная женщина? и т.д. [1].
  • В Болгарии IX века – вопросы новообращенного царя Бориса Болгарского к папе, среди которых нет ни одного догматического, только обрядово-бытовые [2].
  • На Руси X века где крещение также было массовым, вслед за правителем, по сообщению летописца многие киевляне крестились, «не желая быть врагом князю».

По крещении шёл сложный процесс ассимиляции Христианством народной культуры, растягивающийся на века и имевший много осложнений, в частности двоеверие. С течением времени собственно языческое содержание обрядов забылось, но двоеверие, пусть и на бессознательном уровне, оставалось – оно действует и до сих пор, в том числе и внутри церковной ограды.

При этом, в результате вышеописанных процессов сформировалась средневековая христианская цивилизация с набором определенных признаков: единой религией, пронизывающей все уровни социального бытия; жёстким сословным делением, освященным Церковью; сакральной монархической властью; статическим мировосприятием.

В такой цивилизации и необходимость в катехизации действительно сильно упала, так как влияние Церкви ощущалось во всем. Обыкновенно жизненный путь и мировоззрение были предопределены рождением в определенном месте и в определённом сословии.

Такая модель была очень прочной и эффективной, пока составляющие его элементы были крепко спаяны традицией. С распадом традиции в Новое время она обрушилась – в России это окончательно произошло после 1917 года.

На смену прежнему укладу стало оформляться общество, не ориентированное на религиозную традицию, зачастую активно борящееся с ней. Соотвественно, встала необходимость переоценки миссионерской стратегии Церкви.

Современный этап

В постсоветский период, в Русской Православной Церкви стало вновь практиковаться оглашение, появились курсы для образования профессиональных катехизаторов. Однако в новых условиях под этим термином стало подразумеваться не только подготовление ко Крещению, но и воцерковление уже крещеных людей, научение новоначальных азам духовной жизни.

На основе прошлого опыта Церкви, обсуждение миссионерских подходов обычно сводится к двум историческим моделям:

  • возвращение к опыту древней Церкви: поиск форм катехизационной и миссионерской практики, преемствующих апостольской общине.
  • возвращение к традиционной средневековой модели: построение “нового Средневековья”.

Взаимная критика сторонников этих направлений порой доходит до их полного противопоставления.

Так, озвучивается необходимость “отделения церковного просвещения от патриотического”, высказываются мнения, что традиционализм, национализм, монархизм приводят к негативным явлениям в сознании воцерковляющихся людей, к кликушеству разного рода.

Так, по словам игумена Петра Мещеринова, “в рамках такого представления Христос, то есть суть Церкви, стоит не на главном, центральном и исключительном месте, а где-то сбоку, как некий фактор существования Великой России“. Похожую позицию выразил на XV Рождественских чтениях иерей Даниил Cыcoeв.

По его мнению, для того чтобы проповедь Православия велась “по всей планете от края до края“, нужно отойти от патриотической. При этом, такой “миссионерский универсализм” рискует выродиться в протестантствующий утопизм.

Действительно, христиане первых веков, отрицая государство, шли путём мученичества, отрекаясь от всех социальных благ. Есть такой путь и сейчас — это путь инока, умершего для мира. Если же человек пользуется благами, предоставляемыми государством и в то же время отвергает общественное служение, то его позиция сомнительна как с духовной, так и с этической точки зрения. Такая миссионерская политика может стать путём к изоляции и вряд ли найдёт поддержку в нашем обществе.

Другая проблема современной катехизации — попытки использовать в миссионерских целях некоторые явления современной массовой культуры. Это прямо обратный путь, так как катехизация должна служить охранению границ Церкви, а не их размыванию.

Оглашение в нынешних условиях обычно оказывается сопряжено с патриотическим воспитанием, поиском путей сотрудничества со светскими властью, обществом, культурой, в тех проявлениях которые не противоречат христианской духовности.

Основная опасность состоит в жёстком противопоставлении двух моделей основанных на прошлом опыте. И то надо делать, и этого не оставлять, вопрос — в акцентах.

При этом часто незатронутым остаётся ближайшее историческое наследие Русской Православной Церкви и русской культуры, вдохновлённой Православной верой, которые выразились в опыте новомучеников и исповедников Российских.

Их жизнь, как образец, и богатое и разностороннее наследие (среди них были и богословы, и философы и учёные) – обильные духовные плоды, которые нужно собрать. То же можно сказать о русской религиозной культуре XIX – начала XX веков, со её противоречиями, трагизмом и глубиной.

Использованные материалы

  • Семикопов, Д. В., «Подготовка к Крещению в истории Церкви», Труды Нижегородской духовной Семинарии, вып. 5, Нижний Новгород, 2007.

[1]  По «Церковной истории народа англов» святителя Беды Достопочтенного. [2]  См. некоторые вопросы в статье о св. царе Борисе.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/11785.html

Катехизатор – кто это? Катехизация в Русской православной церкви

Катехизатор - кто это? Катехизация в Русской православной церкви. Заметки о высшем искусстве. Понятие о катехизации
Духовное развитие 9 ноября 2017

В нашем современном мире мало кто задумывается о соблюдении церковных традиций. Но за это совсем не стоит никого осуждать, так как человек должен самостоятельно определиться, нужно ему это или нет.

Православное воспитание людей всех возрастных категорий имеет большое значение в современном обществе. Оно направлено не только на восприятие у людей понятия веры в Господа и приближения к нему, но и на прививание семейных ценностей, духовное обогащение и развитие морали.

Это очень важно, поскольку общество, в котором мы живем, с каждым годом деградирует, руководствуясь ложными ценностями.

С целью распространения духовного развития и повышения качества религиозного образования Синодальный отдел Русской православной церкви с осени 2005 года ведет разработку специального документа, которому будет придано общественное значение.

Согласно ему, за просвещение людей в вопросах религии отвечает специалист, получивший специальное образование, который называется катехизатор. Непросвещенные люди, которые впервые слышат об этой профессии, впадают в недоумение.

Чтобы внести хоть какую-то ясность, давайте постараемся разобраться в том, кто такой катехизатор в Церкви.

Основные понятия

Прежде чем ознакомиться с понятием катехизатор, кто это и чем он занимается, давайте разберемся с основными определениями православного воспитания.

Церковь прилагает большие усилия по приобщению к христианству и обучению людей этой религии. Для реализации данных задач выполняются многочисленные процессы, которые были объединены под одним термином – катехизация. Это слово имеет греческое происхождение и в переводе на русский обозначает наставление.

Если говорить на простом языке, то православная катехизация — это обязанность всех людей, призванных к пастырскому служению или наделенных правом проповедовать, наставлять и обучать новообращенных христиан.

Церковь, в свою очередь, никогда не переставала нести веру в народные массы, что является главной ее миссией.

Основная задача Русской православной церкви заключается в том, чтобы познакомить как можно больше людей с христианством и помочь им обрести веру в единого Бога.

Задачи катехизации

Рассматривая катехизацию, важно понимать, что православное воцерковление и церковная жизнь — это совершенно разные вещи.

Первое подразумевает под собой образовательный курс, который проходит человек в течение определенного промежутка времени при принятии христианства, в то время как второе — это общение верующих с Богом через Церковь.

Катехизация, в свою очередь, направлена на то, чтобы оказать новообращенным верующим всяческую посильную помощь в этом и научить основам религии.

Таким образом, можно выделить следующие основные задачи катехизации:

  • развитие у человека христианского мировоззрения;
  • приобщение к Церкви;
  • формирование понимания основы православной веры;
  • помощь с вхождением и адаптацией новообращенных верующих в христианской общине;
  • содействие в личном духовном развитии и жизни;
  • просвещение в основах канонических и дисциплинарных норм церковной жизни;
  • помощь в обретении своего места в жизни и служении в Церкви.

Конечной целью катехизации является обретение людьми христианского мировоззрения, а также участие в жизни Церкви и активное служение ей.

Основные принципы катехизации

Невозможно дать определение термину катехизатор (кто это будет рассмотрено немного далее) без понимания основных принципов православного образования.

Среди таковых можно выделить:

  1. Иерархия ценностей — обучение православной религии, а также миссия церкви и приобщение к ней верующих должно осуществляться в соответствии с иерархией христианских ценностей.
  2. Христоцентричность — центром православной религии является Иисус Христос, поэтому катехизация должна не только подвести человека к пониманию религии, но и приблизить его непосредственно к Господу. Поэтому в процессе обучения каждый катехизатор, кто это такой будет рассказано далее в статье, обязан прилагать как можно больше усилий процессу обучения, просвещая новообращенных верующих о жизни Христа и основе его учения.
  3. Сосредоточенность жизни на Евхаристии — подготовка людей, желающих принять православие, к обряду крещения и Святому Причастию.
  4. Общинность — стать полноценным верующим можно только при вхождении в христианскую общину.
  5. Неидеологизированность — религия далека от государственности, общества, истории, культуры и других идеологических понятий.
  6. Приобщение к церковной жизни — каждый верующий должен принимать активное участие в жизни Церкви, чтобы разделять со всеми благую весть о воскрешении Христа.
  7. Активная открытость миру — невозможно любить Христа, не возлюбив ближнего своего, поэтому каждый православный верующий должен быть открыт не только Господу, но и всем окружающим.
  8. Формирование истинных ценностей — православная литература утверждает, что верующие должны жить истинными, а не ложными ценностями, поэтому они обязаны иметь четкое представление о святости и грехе, а также о добре и зле.
  9. Каноничность — все верующие должны иметь четкое представление о канонических нормах Церкви и четко придерживаться их.

Православное образование и приобщение людей к Церкви строится на строгом соблюдении перечисленных выше принципов.

Педагогические аспекты катехизации

Катехизация базируется на определенных педагогических аспектах, необходимых для достижения наиболее эффективного педагогического процесса. Помимо этого, православное образование подразделяется на следующие ключевые составляющие: Божественная педагогика, педагогика Промысла Божия и педагогика Любви.

При это фундаментальными составляющими образовательного процесса являются:

  • личностность;
  • диалогичность, любовь и смирение;
  • добровольность, ответственность, своевременность;
  • компетентность;
  • стремление к плодотворности;
  • последовательность;
  • системность;
  • современность.

Также не стоит забывать и о том, что в процессе обучения катехизатор (кто это, мы разберем немного позднее) должен постоянно стремиться к углублению понимания новообращенными христианами основных принципов православной религии.

Аудитория катехизации

При построении процесса православного обучения важно различать аудитории катехизации, на которую она направлена. Это очень важно, поскольку к каждой из них требуется индивидуальный подход, без него будет просто невозможно вызвать интерес у людей к религии и приближении их к Христу.

Разделяют следующие типы аудиторий:

  • младшие дети;
  • старшие дети и подростки;
  • молодежь;
  • взрослые;
  • люди с ограниченными физическими возможностями.

К представителям каждой аудитории необходим своеобразный подход, поэтому курсы катехизаторов направлены на то, чтобы подготовить квалифицированных специалистов, которые будут способны не только уметь находить общий язык с людьми различных возрастных категорий и представителями социальных слоев, но и уметь раскрыть их как личность, чтобы как можно лучше донести основы христианства.

Кто имеет право принимать участие в катехизации?

Богословское образование — это единая миссия, которой занимаются священники, диаконы, монахи и последователи христианства по главе с епископом.

Важно понимать, что все приближенные к Церкви, принимающие активное участие в ее жизни, являются в той или иной степени участниками катехизации.

Более того, каждый член христианской общины должен не только служить Церкви, но и всячески содействовать распространению православной религии, а также просвещать новообращенных верующих.

Каждый участник катехизации использует различные способы и методы просвещения, которые зависят от места, занимаемого им в Церкви.

Если какая-либо из групп катехизаторов прекращает заниматься процессом обучения или уделяет ему недостаточно внимания, то опыт теряет свое богатство, целостность и значимость.

За координирование действий катехизаторов и организацию педагогического процесса наибольшую ответственность несут пастыри, ввиду своего положения.

Организационная программа катехизации

На сегодняшний день еще не существует какой-либо базы для организации и проведения катехизаторской деятельности, но, как упоминалось в начале статьи, с 2005 года ведутся активные работы над ней. Это обусловлено тем, что ранее не было необходимости в систематизации православного образования и просвещения, а знакомству новообращенных верующих с религией способствовало чтение духовных книг.

Основная проблема разработки организационной программы катехизации заключается в отсутствии штатных должностей, обязанности которых будут основываться на приобщении людей к Церкви и их последующем обучении. На сегодняшний день просвещением христиан занимаются преимущественно священники и миряне.

Подготовка катехизаторов по епархиальной образовательной программе должна включать в себя и объединять различные преподавательские процессы, рассчитанные на представителей различных аудиторий.

Она должна подразделяться на два направления: обучение детей, подростков и молодежи, а также просвещение взрослых. Отдельной категорией являются люди преклонного возраста, которые на закате своей жизни самостоятельно решили приобщиться к церкви.

При этом формы катехизации должны функционировать не отдельно, а сообща, дополняя друг друга и формируя единый образовательный комплекс.

Чтобы ускорить подготовку специалистов и максимально увеличить эффективность образования, должна быть создана специальная литература для катехизаторов, а также различные методические пособия на всех приходских уровнях.

Этапы катехизации

Приобщение к Церкви и участие в ее жизни не может быть фрагментальной и должно происходить повсеместно.

Это обусловлено тем, что христиане не могут разграничивать общественную и семейную жизнь, профессиональную деятельность от своей веры и религии.

Поэтому процесс катехизации должен быть хорошо организован и проходить поэтапно, чтобы постепенно познакомить человека с основами христианства, подвести его к истинным духовным ценностям и приблизить к Богу.

Помощь катехизаторов в этом направлена на следующее:

  • формирование у новообращенных христиан основополагающих религиозных ценностей;
  • содействие в развитии у человека физических и духовных способностей;
  • помощь в приобретении жизненного опыта, необходимого для нормальной адаптации в современном обществе и христианской общине.

Таким образом, курсы катехизаторов, которые являются обязательными для всех специалистов, планирующих посвятить свою жизнь религиозному образованию, учат, что катехизация подразделяется на следующие этапы:

  1. Предварительная подготовка, подразумевающая проведение разовых бесед и консультаций.
  2. Оглашение, направленное на обучение человека основам христианской религии и его подготовке к обряду Крещения.
  3. Непосредственно процесс катехизации.
  4. Приобщение к участию в церковной жизни и богослужению.

При этом немаловажное значение имеет создание в крупных городах благоприятной для катехизации детской, юношеской, молодежной и семейной среды. Это необходимо для того, чтобы люди, принявшие христианство, развивались не только духовно, но еще и психически, социально и физически.

Канонические нормы Церкви

Принятие христианской религии состоит из следующих этапов:

  1. Предоглашение. Проводятся беседы и изучается православная литература с целью знакомства язычника с основами христианства.
  2. Предварительное собеседование. Обратившиеся впервые в церковь с целью приобщения к ней рассказывают о себе, после чего священник читает им проповедь о христианском пути.
  3. Посвящение в катехумены. Желающие принять христианство получают благословение и возложение рук, после чего им присваивается звание катехуменов первого этапа.
  4. Собеседование с епископом, на котором катехумены, готовые принять крещение, рассказывают о своем образе жизни и совершенных добрых делах. Оно проводится в присутствии крестных родителей, которые играют большую роль.
  5. Катехизация. С будущими христианами проводится обучение, включающее изучение Символа веры, Молитвы Господней и проживание в церковной общине, а также выполняется их подготовка к обряду Крещения. Большое внимание на этом этапе уделяется моральной подготовке катехуменов.
  6. Отречение от сатаны и сочетание со Христом. Завершающий этап перед Крещением, подтверждающий подлинность намерений язычника обратиться в христианство.
  7. Принятие Крещения. До или после объяснения сути обряда Таинства язычники принимали Крещение, после которого их допускали к Святому Причастию.

После прохождения всех этих этапов, длительность которых составляет несколько лет, человек официально считается христианином и может принимать полноценное участие в жизни Церкви и общины.

Условия принятия Крещения и вхождения в церковную жизнь

Выше был полностью описан процесс становления полноценным христианином.

Однако здесь важно понимать, что одного желания для принятия православной религии недостаточно, поскольку, чтобы пройти обряд Крещения, язычник должен соответствовать целому ряду критериев, среди которых наиболее важными являются следующие пять:

  1. Незыблемая вера, согласно основам христианского вероучения.
  2. Добровольное и сознательное желание принять Крещение.
  3. Понимание церковных положений вероучения.
  4. Покаяние за совершенные грехи.
  5. Усердие в практических делах веры.

При этом от тех, кто проводит обряд крещения, требуется сугубая забота о людях, желающих принять христианство, которая выражается в молитве за них в чине Литургии, обучении основам православной религии и проверке подлинности и силы их веры перед Крещением. Если не придерживаться всех канонических норм церкви, то новообращенные будут заведомо нецерковными, поэтому они не будут обладать всеми необходимыми жизненными и духовными знаниями.

миссия Церкви во все времена заключалась в открытии людям благой вести о воскрешении Спасителя и обучении христиан праведной жизни, которая способна приблизить человека к Христу и даровать спасение душе.

Поэтому каждый православный человек должен неукоснительно соблюдать наставления церкви и заповеди Божьи, написанные в Священном Писании.

Во всем этом одну из ключевых ролей играет катехизация, направленная на религиозное обучение, формирование понимания христианства и просвещение верующих.

В современном мире каждый человек вправе решать самостоятельно, верить ему в Господа Бога или нет. Самое главное – абсолютно в любой ситуации оставаться человечным и не причинять никому зла.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/257832/

Задачи катехизации

Рассматривая катехизацию, важно понимать, что православное воцерковление и церковная жизнь — это совершенно разные вещи.

Первое подразумевает под собой образовательный курс, который проходит человек в течение определенного промежутка времени при принятии христианства, в то время как второе — это общение верующих с Богом через Церковь.

Катехизация, в свою очередь, направлена на то, чтобы оказать новообращенным верующим всяческую посильную помощь в этом и научить основам религии.

Таким образом, можно выделить следующие основные задачи катехизации:

  • развитие у человека христианского мировоззрения;
  • приобщение к Церкви;
  • формирование понимания основы православной веры;
  • помощь с вхождением и адаптацией новообращенных верующих в христианской общине;
  • содействие в личном духовном развитии и жизни;
  • просвещение в основах канонических и дисциплинарных норм церковной жизни;
  • помощь в обретении своего места в жизни и служении в Церкви.

Конечной целью катехизации является обретение людьми христианского мировоззрения, а также участие в жизни Церкви и активное служение ей.

Невозможно дать определение термину катехизатор (кто это будет рассмотрено немного далее) без понимания основных принципов православного образования.

Среди таковых можно выделить:

  1. Иерархия ценностей — обучение православной религии, а также миссия церкви и приобщение к ней верующих должно осуществляться в соответствии с иерархией христианских ценностей.
  2. Христоцентричность — центром православной религии является Иисус Христос, поэтому катехизация должна не только подвести человека к пониманию религии, но и приблизить его непосредственно к Господу. Поэтому в процессе обучения каждый катехизатор, кто это такой будет рассказано далее в статье, обязан прилагать как можно больше усилий процессу обучения, просвещая новообращенных верующих о жизни Христа и основе его учения.
  3. Сосредоточенность жизни на Евхаристии — подготовка людей, желающих принять православие, к обряду крещения и Святому Причастию.
  4. Общинность — стать полноценным верующим можно только при вхождении в христианскую общину.
  5. Неидеологизированность — религия далека от государственности, общества, истории, культуры и других идеологических понятий.
  6. Приобщение к церковной жизни — каждый верующий должен принимать активное участие в жизни Церкви, чтобы разделять со всеми благую весть о воскрешении Христа.
  7. Активная открытость миру — невозможно любить Христа, не возлюбив ближнего своего, поэтому каждый православный верующий должен быть открыт не только Господу, но и всем окружающим.
  8. Формирование истинных ценностей — православная литература утверждает, что верующие должны жить истинными, а не ложными ценностями, поэтому они обязаны иметь четкое представление о святости и грехе, а также о добре и зле.
  9. Каноничность — все верующие должны иметь четкое представление о канонических нормах Церкви и четко придерживаться их.

Православное образование и приобщение людей к Церкви строится на строгом соблюдении перечисленных выше принципов.

Педагогические аспекты катехизации

Катехизация базируется на определенных педагогических аспектах, необходимых для достижения наиболее эффективного педагогического процесса. Помимо этого, православное образование подразделяется на следующие ключевые составляющие: Божественная педагогика, педагогика Промысла Божия и педагогика Любви.

При это фундаментальными составляющими образовательного процесса являются:

  • личностность;
  • диалогичность, любовь и смирение;
  • добровольность, ответственность, своевременность;
  • компетентность;
  • стремление к плодотворности;
  • последовательность;
  • системность;
  • современность.

Также не стоит забывать и о том, что в процессе обучения катехизатор (кто это, мы разберем немного позднее) должен постоянно стремиться к углублению понимания новообращенными христианами основных принципов православной религии.

Кто имеет право принимать участие в катехизации?

Богословское образование — это единая миссия, которой занимаются священники, диаконы, монахи и последователи христианства по главе с епископом.

Важно понимать, что все приближенные к Церкви, принимающие активное участие в ее жизни, являются в той или иной степени участниками катехизации.

Более того, каждый член христианской общины должен не только служить Церкви, но и всячески содействовать распространению православной религии, а также просвещать новообращенных верующих.

Каждый участник катехизации использует различные способы и методы просвещения, которые зависят от места, занимаемого им в Церкви.

Если какая-либо из групп катехизаторов прекращает заниматься процессом обучения или уделяет ему недостаточно внимания, то опыт теряет свое богатство, целостность и значимость.

За координирование действий катехизаторов и организацию педагогического процесса наибольшую ответственность несут пастыри, ввиду своего положения.

Этапы катехизации

Приобщение к Церкви и участие в ее жизни не может быть фрагментальной и должно происходить повсеместно.

Это обусловлено тем, что христиане не могут разграничивать общественную и семейную жизнь, профессиональную деятельность от своей веры и религии.

Поэтому процесс катехизации должен быть хорошо организован и проходить поэтапно, чтобы постепенно познакомить человека с основами христианства, подвести его к истинным духовным ценностям и приблизить к Богу.

Помощь катехизаторов в этом направлена на следующее:

  • формирование у новообращенных христиан основополагающих религиозных ценностей;
  • содействие в развитии у человека физических и духовных способностей;
  • помощь в приобретении жизненного опыта, необходимого для нормальной адаптации в современном обществе и христианской общине.

Таким образом, курсы катехизаторов, которые являются обязательными для всех специалистов, планирующих посвятить свою жизнь религиозному образованию, учат, что катехизация подразделяется на следующие этапы:

  1. Предварительная подготовка, подразумевающая проведение разовых бесед и консультаций.
  2. Оглашение, направленное на обучение человека основам христианской религии и его подготовке к обряду Крещения.
  3. Непосредственно процесс катехизации.
  4. Приобщение к участию в церковной жизни и богослужению.

При этом немаловажное значение имеет создание в крупных городах благоприятной для катехизации детской, юношеской, молодежной и семейной среды. Это необходимо для того, чтобы люди, принявшие христианство, развивались не только духовно, но еще и психически, социально и физически.

Условия принятия Крещения и вхождения в церковную жизнь

Выше был полностью описан процесс становления полноценным христианином.

Однако здесь важно понимать, что одного желания для принятия православной религии недостаточно, поскольку, чтобы пройти обряд Крещения, язычник должен соответствовать целому ряду критериев, среди которых наиболее важными являются следующие пять:

  1. Незыблемая вера, согласно основам христианского вероучения.
  2. Добровольное и сознательное желание принять Крещение.
  3. Понимание церковных положений вероучения.
  4. Покаяние за совершенные грехи.
  5. Усердие в практических делах веры.

При этом от тех, кто проводит обряд крещения, требуется сугубая забота о людях, желающих принять христианство, которая выражается в молитве за них в чине Литургии, обучении основам православной религии и проверке подлинности и силы их веры перед Крещением. Если не придерживаться всех канонических норм церкви, то новообращенные будут заведомо нецерковными, поэтому они не будут обладать всеми необходимыми жизненными и духовными знаниями.

миссия Церкви во все времена заключалась в открытии людям благой вести о воскрешении Спасителя и обучении христиан праведной жизни, которая способна приблизить человека к Христу и даровать спасение душе.

Поэтому каждый православный человек должен неукоснительно соблюдать наставления церкви и заповеди Божьи, написанные в Священном Писании.

Во всем этом одну из ключевых ролей играет катехизация, направленная на религиозное обучение, формирование понимания христианства и просвещение верующих.

В современном мире каждый человек вправе решать самостоятельно, верить ему в Господа Бога или нет. Самое главное – абсолютно в любой ситуации оставаться человечным и не причинять никому зла.

Источник: https://FB.ru/article/355614/katehizator---kto-eto-katehizatsiya-v-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi

Законы и акты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: