К функциям органов прокуратуры относится. Основные функции и задачи прокуратуры. Вопросы и заданиядля обсуждения

Содержание
  1. Конституционные основы прокуратуры РФ. Функции и полномочия прокуратуры
  2. Принципы организации и деятельности прокуратуры
  3. Система и организация прокуратуры
  4. Прокуратура РФ и ее задачи
  5. Цели и задачи прокуратуры РФ
  6. Функции прокуратуры
  7. Деятельность прокуратуры РФ
  8. Прокуратура – это
  9. Что такое прокуратура?
  10. Виды надзорных инстанций в РФ
  11. Структура
  12. Обязанности
  13. Основная деятельность
  14. Меры реагирования по закону РФ
  15. Каковы функции прокурора в уголовной деятельности?
  16. Какими делами занимается?
  17. О взаимодействии с законодательной властью
  18. С исполнительной властью
  19. С судебной властью
  20. Основные функции и задачи прокуратуры
  21. Ключевые направления
  22. Задачи прокуратуры РФ
  23. Основные задачи прокуратуры
  24. Участие в уголовных производствах
  25. Гражданское судопроизводство
  26. Арбитражные процессы
  27. Исполнительное производство
  28. Принципы работы
  29. Ограничения
  30. Права
  31. Дополнительно

Конституционные основы прокуратуры РФ. Функции и полномочия прокуратуры

К функциям органов прокуратуры относится. Основные функции и задачи прокуратуры. Вопросы и заданиядля обсуждения

Прокуратура не входит в судебную власть. Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной служ­бы.

Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за ис­полнением действующих на ее территории законов.

Она призва­на обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление за­конности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства.

В этих целях прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и испол­нительными органами субъектов РФ, органами местного само­управления, органами военного управления, органами контроля,их должностными лицами, а также за соответствием законам изда­ваемых ими правовых актов. Прокурорский надзор распространя­ется на органы управления и руководителей коммерческих и не­коммерческих организаций, а также на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предваритель­ное следствие, и органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного харак­тера, судебных приставов, администрации мест содержания задер­жанных и заключенных под стражу.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соот­ветствии с полномочиями, установленными уголовно-процессу­альным законодательством РФ, координа­цию деятельности правоохранительных органов по борьбе с пре­ступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательст­вом РФ участвуют в рассмотрении дел суда­ми, опротестовывают противоречащие закону решения, пригово­ры, определения и постановления судов. Кроме того, прокурату­ра принимает участие в правотворческой деятельности.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и пол­номочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и другими федеральными законами, международными договорами РФ. На прокуратуру не может быть возложе­но выполнение функций, не предусмотренных федеральными за­конами.

Принципы организации и деятельности прокуратуры

Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизован­ную систему органов и учреждений и действует на основе подчи­нения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральномупрокурору РФ.

Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, ор­ганов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соот­ветствии с действующими на территории РФ законами.

Они действуют гласно в той мере, в какой это не про­тиворечит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о го­сударственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Этим задачам соответствует статус прокуроров и следователей, которые не могут быть членами выборных и иных органов, обра­зуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

Создание и деятельность обществен­ных объединений, преследующих политические цели, и их орга­низаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.

Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений и не вправе со­вмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, науч­ной и творческой.

Закон закрепляет недопустимость вмешательства в осуществ­ление прокурорского надзора.

Любое воздействие каких бы то ни было органов государственной власти, общественных объедине­ний, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повли­ять на принимаемое им решение или воспрепятствование в ка­кой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Прокурор и следователь не обязаны да­вать каких-либо объяснений по существу находящихся в их про­изводстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, преду­смотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Неисполнение требований прокурора и следо­вателя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от яв­ки по их вызову влекут за собой установленную законом ответст­венность.

Для того чтобы осуществлять свои функции и задачи, проку­роры вправе участвовать в заседаниях федеральных органов зако­нодательной и исполнительной власти, представительных (зако­нодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Они также могут участвовать в рас­смотрении внесенных ими представлений и протестов федераль­ными органами исполнительной власти, представительными (за­конодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и неком­мерческими организациями.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры ко­ординируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, ор­ганов таможенной службы и других правоохранительных орга­нов.

В целях обеспечения этой координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, ис­требует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвер­ждаемым Президентом РФ.

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих пол­номочий необходимости совершенствования действующих нор­мативных правовых актов вправе вносить в законодательные ор­ганы и органы, обладающие правом законодательной инициати­вы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмени или принятии законов и иных нормативных правовых актов. Такое право делает прокуроров ак­тивными участниками правотворческой деятельности.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и поста­новление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Закон требует, чтобы ответ на заявление, жалобу и иное обращение был мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяс­нены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Проку­рор в установленном законом порядке принимает меры по при­влечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

При этом запрещается пересылка жалобы в орган или должност­ному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Система и организация прокуратуры

Систему прокуратуры РФ составляет Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, при­равненные к ним военные и другие специализированные проку­ратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и упразднение орга­нов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компе­тенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и осво­бождается от должности Советом Федерации Федерального Соб­рания РФ по представлению Президента РФ.

В отсутствие Гене­рального прокурора или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый замести­тель, а в случае отсутствия Генерального прокурора и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязан­ностей — один из заместителей Генерального прокурора в соот­ветствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

Срок полномочий Генерального прокурора — пять лет. Еже­годно он представляет палатам Федерального Собрания и Прези­денту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Доклад Совету Федерации Генеральный прокурор РФ представ­ляет лично на заседании палаты.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность также сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ по согласова­нию с органами государственной власти субъектов РФ.

Прокуро­ры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному проку­рору РФ и освобождаются им от занимаемой должности.

Проку­роры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность сроком на пять лет, под­чинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

В структуру Генеральной прокуратуры входит на правах струк­турного подразделения военная прокуратура, возглавляе­мая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором. На законных основаниях строятся органы военной прокуратуры нижестоящих звеньев.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/konstitutsionnie-osnovi-prokuraturi-rf-funktsii-i-polnomochiya-prokuraturi

Прокуратура РФ и ее задачи

К функциям органов прокуратуры относится. Основные функции и задачи прокуратуры. Вопросы и заданиядля обсуждения

Прокуратура – это один из первых правоохранительных органов, созданных в старину. Сегодня прокуратура – это единая система федеральных органов, в полномочия которых входит:

  • осуществление государственного надзора за исполнением правовых норм РФ в процессе преследования уголовного характера;
  • соблюдение прав и свобод человека;
  • охрана интересов государства и общества;
  • другие функции, связанные с соблюдением Конституции РФ.

Определение 1

Прокурор — должностное лицо, уполномоченное специальными правовыми нормами РФ на осуществление уголовного преследования в ходе уголовных разбирательств, а также наблюдение за процессуальной деятельностью дознавателей.

Несмотря на то, что прокурор относится к числу представителей обвинения, его полномочия не ограничиваются уголовным преследованием.

В деятельность прокурора входит осуществление определенных функций, включающих в себя надзор за законностью.

Уголовное преследование является одной из основных процессуальных функций, а прокурорский надзор – это проявление правовой функции прокуратуры по надзору за соблюдением законов.

  • Курсовая работа 450 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Основные функции прокурора:

  • контроль за соблюдением полномочий органами, осуществляющих уголовные преследования, а также органами, ведущими подготовку материалов для суда на всех стадиях досудебного разбирательства;
  • надзор за действиями сторон, представляющих общественные интересы и поддерживающих сторону обвинения в стадии судебного процесса;
  • правозащитная функция при исполнении приговора, то есть осуществление контроля над законностью;
  • определение порядка объединения уголовных дел в одно судопроизводство, следствие по которым ведется разными органами предварительного расследования (ч.7, ст. 151 УПК);
  • надзор над исполнением регламентированных законом правил приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях;
  • соучастие в процессе предварительного следствия, при необходимости производство собственных, следственных действий;
  • согласование ходатайства дознавателя, следователя об избрании меры пресечения или его отмене;
  • согласование на производство какого-либо процессуального действия, которое можно произвести только на основании судебного решения;
  • отстранение от расследования или судебного процесса, нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя, а также согласование их самоотводов;
  • определение компетентности органа дознания для ведения того или ионного уголовного дела и передавать его в следственный отдел;
  • отстранение следователя от определенного уголовного дела и передача его другому следователю, обоснование основания передачи дела;
  • назначение определенного органа дознания для производства следственных действий, предоставление данному органу инструкции о проведении познавательных мероприятий;
  • утверждение решения следователя или дознавателя о закрытии уголовного дела;
  • обоснованное остановка производства уголовного дела.

Прокурор уполномочен рассматривать и принимать решения по поданным ходатайствам, таким, как: санкция на обыск, продление или сокращение срока заключения под стражу, временное или постоянное отстранение обвиняемого, подозреваемого от должности, продление срока досудебного расследования, наложение ареста имущества.

Участие прокурора обязательно абсолютно во всех стадиях процесса уголовного судопроизводства, но следует отметить, что характер участия и объем его полномочий в данных процессах различны.

Например, в ходе процессов дознания и досудебного производства по уголовным делам, прокурор имеет значительные полномочия властно-распорядительного характера, которые заметно отличаются от полномочий участия прокурора во стадиях судебных процессов.

Уже с момента поступления сигнала о преступлении, согласно Конституции, прокурор наделен государственно-властными полномочиями.

Цели и задачи прокуратуры РФ

Замечание 1

Осуществление своей деятельности прокуратура производит согласно Федеральному Закону п. 2 ст. 1 «О прокуратуре».

Цели, которые призвана достигнуть прокуратура в результате своей деятельности:

  • главенство закона;
  • закрепление единства законности;
  • обеспечение защиты права и свободу человека;
  • охрана законных интересов государства и общества в целом.

Для укрепления единства законности в РФ прокуратура обязана осуществить выполнение определенных задач: своевременное выявление действий, противоречащих Конституции РФ; принятие своевременных мер по устранению нарушений правил и норм, прописанных в Конституции РФ; предупреждение возможного нарушения закона.

К полномочиям прокуратуры РФ относятся: контроль, над исполнением всех конституционных норм и правил; уголовное преследование; координация производственной деятельности всех правоохранительных органов; участие в судовом процессе; правотворческая деятельность; сотрудничество прокуратуры РФ с соответствующими органами других государств и другими международными организациями.

Замечание 2

В Конституции РФ (гл. 7 ст. 129), прописано, что прокуратура РФ – это единая централизованная система, состоящая из подчиненных друг другу прокуроров, от нижестоящих к вышестоящим.

Существуют некоторые другие нормативные акты, характеризующие статус прокуратуры и определяющие отношение к юридическому регулированию деятельности прокуратуры.

Высшей прокурорской инстанцией на территории Российской Федерации является Генеральный прокурор РФ.

Для правового регулирования порядка деятельности прокуратуры РФ, а также успешной организации деятельности прокуратуры, являются актуальными Арбитражный Уголовный и Гражданский процессуальные кодексы.

Данные нормативные акты помогают определить основания для участия представителей прокуратуры в рассмотрении дел в суде, а также дают полномочия прокурору для обращения в суд с заявлением и порядок его вступления в дело, и иные полномочия прокурора, участвующего в судебном разбирательстве.

Функции прокуратуры

Определение 2

функция прокуратуры – надзор за исполнением действующего законодательства.

Прокурорский надзор осуществляется по нескольким направлениям, а именно: за исполнением законодательства федеральными министерствами и ведомствами, законодательными (представительными) и исполнительными органами местного самоуправления, субъектов Федерации, военного управления, их должностными лицами; за соблюдением прав и свобод человека; за исполнением законов органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание; за исполнением законов и нормативно-правовых актов администрациями учреждений и органов, реализующих виды наказаний, применяющих меры принудительного характера, назначаемые судом, мест содержания задержанных и заключенных под стражу (лечебно-исправительных колоний, исправительных колоний, воспитательных колоний, тюрем и т.д.); за исполнением законов и нормативных актов судебными приставами.

Кроме функций надзора прокуратура выполняет функции:

  • уголовного преследования за исполнением органами предварительного следствия и дознания законов и полномочий, прописанных в уголовно-процессуальном кодексе;
  • участие в осуществлении правосудия – участие в качестве обвинителя в рассмотрении дел судами, направление в вышестоящие инстанции представления на решения, определения, постановления и приговоры, противоречащие закону;
  • рассмотрение заявлений и жалоб, содержащих сведения о нарушении закона, в порядке, предусмотренном законом;
  • координация деятельности федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, таможенной службы, иных правоохранительных органов при борьбе с преступностью;
  • участие в правотворческой деятельности (внесение предложений об дополнении, изменении, принятии или отмене законов и нормативно-правовых актов;
  • издательская функция – выпуск специальных изданий Генеральной прокуратурой.

Деятельность прокуратуры РФ

Деятельность органов прокуратуры строится исходя из основных принципов.

Принцип законности. Правовую основу деятельности прокуратуры составляют Конституция, международные договоры, федеральные законы. Прокуратура не может выполнять функции, не предусмотренные соответствующим законом.

Принцип независимости. Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной власти (федеральных, субъектов Федерации, общественных объединений, органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Недопустимость будь-какого вмешательства в осуществление прокурорского надзора.

Принцип обязательности исполнения требований прокурора. Вытекающие из полномочий прокурора требования, подлежат исполнению в установленный срок. За неисполнение требований прокурора, вытекающих из соответствующих полномочий, следует установленная законом ответственность.

Принцип гласности. Работники прокуратуры действуют гласно в пределах, не противоречащих требованиям законодательства России об охране прав и свобод, о государственной или иной, охраняемой законом, тайне. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

Принцип неприкосновенности прокурора. Характеризуется особым порядком привлечения к административной и уголовной ответственности, осуществляемой органами прокуратуры. В случаях, когда в отношении прокурора возбуждено дело, он освобождается от занимаемой должности на период расследования данного дела.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/prokuratura_rf_i_ee_zadachi/

Прокуратура – это

К функциям органов прокуратуры относится. Основные функции и задачи прокуратуры. Вопросы и заданиядля обсуждения

Действующее законодательство должно неукоснительно соблюдаться всеми физическими и юридическими лицами, независимо от статуса, формы собственности и подчиненности. Для этих целей, на государственном уровне создана надзорная инстанция – прокуратура. Она, в рамках своих, полномочий осуществляет контроль за соблюдением норм действующего законодательства.

Что такое прокуратура?

Прокуратура представляет собой надзорную инстанцию. Её деятельность регулируется Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». По сути – это единая централизованная федеральная система органов.

Она функционирует независимо от других министерств и ведомств, и подчиняется напрямую президенту страны. Это сделано для того, чтобы избежать кадрового давления на прокурорских работников. Такой подход позволяет обеспечить объективность при осуществлении надзорной деятельности.

Виды надзорных инстанций в РФ

Основным видом прокуратур являются территориальные. Они осуществляют общий надзор в каждом регионе и субъекте Федерации. Кроме этого имеются специализированные инстанции, которые осуществляют надзор в конкретных сферах.

Военная прокуратура. Она осуществляет свою деятельность в Вооруженных Силах РФ, а также воинских формирования и органах военного управления. Специфика функционирования не ограничена исключительно воинской службой. Данная инстанция занимается проверкой не только вопросов, касающихся подготовки войск.

Сюда входит надзор за законностью в сфере материально-технического обеспечения и расходования топливно-энергетических ресурсов. Структура данной инстанции состоит из трех частей. Возглавляет систему военная прокуратура.

Она имеет статус структурного подразделения Генеральной. Далее по подчиненности следуют прокуратуры округов, флотов и родов войск. Завершают структуру прокуратуры гарнизонов, соединений и объединений.

Возглавляет структуру Главный военный прокурор, который является заместителем Генерального.

Ещё одним специализированным видом прокуратуры является Транспортная. Она состоит из двух частей. Первая – межрегиональные инстанции. Они имеют статус прокуратур субъектов Федерации. Вторая – региональные. Они подчинены первой части.

Транспортные прокуратуры формируются при железных дорогах, аэропортах, морских и речных портах, таможенных постах и управлениях. Они осуществляют надзор по соблюдению закона в сфере транспорта. Сюда относятся не только права и свободы граждан, но также ведение оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, участие в судебных разбирательствах.

Природоохранные инстанции функционируют на уровне городов и районов. Они подчинены прокурорам субъектов Федерации. Они осуществляют надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

В рамках своих полномочий такие инстанции координируют деятельность правоохранительных органов по соответствующим направлениям борьбы с преступностью, участвуют в судебных заседаниях, формируют отчетность и анализируют состояние правопорядка.

Прокуратуры в системе исполнения наказаний создаются в местах расположения наиболее крупных ИТУ.

Такие инстанции имеют статус районных и подчиняются прокурорам субъектов РФ. Основной их задачей является надзор за соблюдением прав и свобод лиц, отбывающих наказание. Они также вправе осуществлять проверку деятельности учреждений УИС. Если такая инстанция отсутствует в месте расположения ИТУ, то соответствующие обязанности возлагаются на районную или городскую прокуратуру.

На особых режимных объектах, закрытых административно-территориальных образованиях и специализированных воинских формированиях организованы специализированные прокуратуры. Они имеют статус районных и подчиняются прокурорам субъектов РФ.

Образована также Прокуратура по надзору за законностью в угледобывающей отрасли. Она была сформирована в 2010 году и является новым видом специализированных прокуратур. В настоящее время такая инстанция действует в Кемеровской области. Основной обязанностью является надзор за соблюдением законодательства о труде в сфере добычи угля.

Структура

Структурно органы прокуратур РФ состоят из нескольких ступеней. Возглавляют систему Генеральная прокуратура. Она является органам управления всей структуры. Ей подчинены все надзорные инстанции.

Далее следуют прокуратуры субъектов Федерации. К ним приравнены специализированные инстанции. Завершающим звеном являются городские и районные инстанции.

Обязанности

Основной обязанностью любой надзорной инстанции является контроль за соблюдением норм действующего законодательства.

Кроме этого прокуратура обязана принимать меры принудительного воздействия к виновным лицам, либо направлять свои предложения в уполномоченные органы.

Также представители надзорных инстанций принимают участие в уголовном процессе, в качестве обвинителей.

Допускается их участие и в гражданском процессе. Основанием для этого является индивидуальная или коллективная жалоба.

Основная деятельность

Деятельность надзорной инстанции осуществляется по различным направлениям.

К основным относятся надзор за:

  • соблюдением прав и свобод физических лиц;
  • исполнением требований законодательства структурами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • исполнением законов судебными приставами;
  • исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Кроме этого прокуратура занимается уголовным преследованием виновных лиц, принимает участие в рассмотрении дел судами, координирует работу правоохранительных органов. Также надзорная инстанция осуществляет правотворческую деятельность – принимает участие в создании, изменении и отмене правовых актов, а также осуществляет выпуск специальных изданий.

Меры реагирования по закону РФ

Главой 1 раздела III Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 установлены конкретные меры реагирования прокурора.

Прежде всего это протест. Такая мера является одной из самых распространенных. Протест приносится в связи с изданием правового акта, который не соответствует требованиям действующего законодательства. Такая мера применяется независимо от того, кем было принято решение.

Прокурорское представление имеет место в случае выявления в процессе проводимой проверки нарушений требований правовых актов. Это может произойти в результате плановой проверке, либо в связи с рассмотрением поступившей жалобы. В представлении указываются не только выявленные нарушения и причины, способствовавшие этому, но и предложения по их устранению, и мерам воздействия к виновным лицам.

Ещё одной мерой реагирования является вынесение постановления. Оно имеет место в случаях необходимости возбуждения уголовного дела или производства по административному правонарушению.

При вынесении постановлений прокурор должен быть убежден в наличии признаков преступления, либо административного правонарушения. Такие факты должны быть отражены в мотивировочной части постановления.

Завершает перечень мер реагирования предостережение о недопустимости нарушения закона. Такой документ носит профилактический характер. Вынося предостережение, прокурор информирует должностных лиц о недопустимости нарушения закона.

Каковы функции прокурора в уголовной деятельности?

В рамках уголовных дел на прокуратуру возлагается ряд функций, которые она должна выполнять. Прежде всего это координирование мероприятий, которые проводится правоохранительными органами на этапе досудебной проверки.

Например, прокурор санкционирует проведение обыска, дает разрешение на прослушивание телефонных разговоров, формирует рабочие группы.

Он же осуществляет контроль за процедурой возбуждения уголовного дела. В процессе рассмотрения дела в суде прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Кроме этого его задачей является контроль за соблюдением прав и свобод всех участников процесса.

Какими делами занимается?

В настоящее время расследованием уголовных дел занимаются органы дознания МВД и Следственный комитет. За прокуратурой остались надзорные функции.

По этой причине нет отдельной категории дел, которыми занимается только надзорная инстанция. Прокуратура самостоятельно не возбуждает производство.

Она лишь выносит постановление о необходимости его проведения и направляет акт реагирования в уполномоченную инстанцию.

В основном это связано с должностными преступлениями, а также отнесенными к категории тяжких, например, убийство. Выносить постановление прокуратура может по любым фактам нарушения уголовного или административного законодательства.

О взаимодействии с законодательной властью

Взаимодействие с государственными органами законодательной власти происходит путем осуществления надзора за законностью издаваемых нормативных актов на уровне Федерации, регионов и субъектов.

Все проекты государственных и ведомственных нормативных актов должны проходить согласование в надзорной инстанции. После их изучения прокуратура вправе вносить свои предложения инициатору, которые должны быть учтены при издании актов.

В противном случае проект согласован не будет.

С исполнительной властью

Взаимодействие с органами исполнительной власти осуществляется по двум направлениям – надзор и взаимодействие.

Первое заключается в контроле за соблюдением норм права при исполнении обязанностей должностными лицами. Второе подразумевает участие в различных программах, инициацию процедуры разработки нормативных актов, экспертизу подготовленных проектов.

С судебной властью

Суть взаимодействия с судами заключается в том, что прокурор вправе принимать участие не только в уголовном процессе в качестве государственного обвинителя, но также и в гражданском.

Кроме этого надзорная инстанция может принять участие в рассмотрении дела на любой стадии и вносить акты реагирования.

Прокуратура, как надзорная инстанция, имеет право проверить любую структуру, независимо от формы собственности и подчиненности.

Закон позволяет прокурорским работникам получать беспрепятственный доступ к любой информации, необходимой для проведения проверки, по результатам которой выносится акт реагирования.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/prokuratura-eto-5d1b674d3fa03b00ad3c8a16

Основные функции и задачи прокуратуры

К функциям органов прокуратуры относится. Основные функции и задачи прокуратуры. Вопросы и заданиядля обсуждения

Прокуратура, функции и задачи которой будут рассмотрены далее, не относится к судебной системе. Работа в ее учреждениях и подразделениях является разновидностью федеральной госслужбы.

Органами прокуратуры решаются задачи, направленные на надзор за соблюдением законодательства, действующего на территории страны. Они призваны обеспечить защиту свобод, прав граждан, интересов государства и общества.

Рассмотрим далее задачи органов прокуратуры, а также принципы, на которых базируется их работа.

Ключевые направления

Понятие и задачи прокуратуры закреплены в ФЗ № 2202-1. В 1 статье нормативного акта определены ключевые направления работы. Цели и задачи прокуратуры сводятся к обеспечению:

Первое и второе направления считаются приоритетными. Вместе с тем недопустимо противопоставлять правозащитные задачи деятельности прокуратуры охране государственных и общественных интересов.

Без обеспечения последней нельзя гарантировать защиту свобод и прав населения. Цели надзора можно разделить на конечные и ближайшие. К первым относят принятие мер по выявлению конкретного нарушения интересов граждан и их восстановление.

В качестве конечного результата выступает создание условий, исключающих несоблюдение закона.

Задачи прокуратуры РФ

Они сформулированы в конституционных положениях, ФЗ № 2202-1, указаниях и приказах, прочих нормативных актах.

Задачи органов прокуратуры связаны с обеспечением надзора за единообразным и точным соблюдением законов федеральными службами, министерствами и прочими институтами власти, региональными и территориальными структурами, подразделениями военного управления, контроля, их служащими, администрациями и руководителями организаций. В каждой отрасли, направлении работы ставятся конкретные вопросы и проблемы. Их разделяют на частные и общие. Все они связаны друг с другом, их реализация взаимообусловлена. Специальные и общие задачи органов прокуратуры закреплены Конституцией, законодательством и прочими актами, регламентирующими отдельные элементы надзора и другой работы института. Частные проблемы достаточно многочисленны и разнообразны. Они появляются в конкретных условиях работы института.

Основные задачи прокуратуры

В рамках надзора за соблюдением нормативных предписаний должностные лица в первую очередь осуществляют проверку соответствия издаваемых правовых документов Конституции, ФЗ, Указам президента. В задачи прокуратуры входит:

  1. Защита интересов и прав организаций и граждан, ставших потерпевшими в преступлениях, личности от необоснованного и незаконного обвинения, ограничения свобод, осуждения.
  2. Обеспечение строго выполнения положений УПК при задержании подозреваемых.
  3. Соблюдение законности при применении мер пресечения и привлечении к ответственности по статьям УК.
  4. Выполнение нормативных предписаний и распоряжений Генпрокурора об объективном, всестороннем и полном изучении обстоятельств дела.

В рамках надзора за соблюдением законодательства администрациями учреждений, осуществляющих исполнение наказаний, принудительных мер, назначенных судом, производятся проверки:

  1. Правомерности нахождения граждан в местах предварительного заключения, содержания задержанных, исправительных и прочих заведениях.
  2. Соблюдения прав и выполнения обязанностей осужденных, заключенных под стражу, задержанных и субъектов, подвергнутых принудительным мерам, установленных нормативными актами, обеспечения условий, порядка их содержания.

Участие в уголовных производствах

В рамках рассмотрения дел реализуются следующие задачи прокуратуры:

  1. Обеспечение соблюдения предписаний законодательства об объективном, всестороннем, полном, своевременном разбирательстве во всех инстанциях.
  2. Квалифицированное поддержание государственного обвинения.
  3. Содействие суду в принятии обоснованного, законного, справедливого решения по каждому делу.
  4. Внесение представлений по приговорам в апелляционную, надзорную, кассационную инстанцию.

Гражданское судопроизводство

В рамках рассмотрения споров в задачи прокуратуры входит:

  1. Обеспечение требований законодательства о полном, всестороннем и объективном рассмотрении судом обстоятельств дела, содействие в вынесении обоснованного, справедливого, правомерного решения.
  2. Своевременное принятие мер, предусмотренных нормами, по устранению нарушений, от кого бы они ни исходили.
  3. Участие в разбирательстве гражданских споров в случаях, закрепленных законодательством.
  4. Обращение в суды общей юрисдикции с заявлениями о защите интересов и прав организаций, государства и граждан. Законодательство специально оговаривает соответствующие случаи.
  5. Внесение представлений в апелляционную надзорную, кассационную инстанции для обеспечения обоснованности, правомерности и справедливости актов, вынесенных судами общей юрисдикции.

Арбитражные процессы

В задачи прокуратуры при разбирательстве экономических споров входит:

  1. Участие в производствах по первой инстанции. В законодательстве установлены случаи, когда привлечение должностных лиц обязательно. В рамках арбитражных производств прокуроры обеспечивают укрепление законности, предупреждение нарушений в экономической сфере, защиту общественных и государственных интересов.
  2. Составление и предъявление в суды заявлений, исков для устранения и пресечения неправомерных действий в экономической сфере.
  3. Своевременное оспаривание в апелляционных и кассационных инстанциях определений, решений, постановлений по арбитражным производствам, возбужденным по обращениям прокуроров, и делам, в которых они участвовали в первой инстанции.

Исполнительное производство

В задачи прокуратуры также входит надзор за работой судебных приставов. В частности, должностные лица:

  1. Обеспечивают обоснованность исполнения норм процессуального права, регулирующих правильность и своевременность исполнения актов судов по гражданским, уголовным, арбитражным производствам.
  2. Проверяют законность постановлений.
  3. Контролируют правомерность применения приставами оружия и прочих спецсредств, соблюдение ими свобод и прав граждан при реализации принудительных мер, осуществлении мероприятий по поддержанию в служебных помещениях общественного порядка.

Принципы работы

Прокуратура России формирует единую централизованную федеральную систему учреждений и подразделений. Полномочия реализуются на основе вертикального подчинения.

Органы прокуратуры выполняют задачи независимо от федеральных, региональных, территориальных институтов власти, общественных организаций в строгом соответствии с нормативными предписаниями.

Должностные лица реализуют полномочия гласно в той степени, в которой это допускают правовые акты об охране свобод и интересов граждан, о государственной и иной охраняемой тайне.

Ограничения

Следователи и прокуроры обладают особым статусом. Он накладывает на них соответствующие ограничения. В частности, указанные лица не могут состоять в общественных объединениях, политической направленности, а также участвовать в их работе.

Не допускается формирование таких организаций и в учреждениях прокуратуры. Кроме этого, служащие не могут совмещать основную работу с иными оплачиваемыми или оплачиваемыми занятиями.

Исключениями являются преподавательская, научная, творческая деятельность.

Законодательство запрещает всякое вмешательство в прокурорский надзор.

Любое воздействие структур власти, общественных организаций, СМИ, их должностных лиц и представителей для влияния на принимаемые решения или создания препятствий в работе служащих предполагает ответственность.

Прокуроры не обязаны давать какие-либо объяснения по существу дел, находящихся у них в производстве, предоставлять материалы кому-либо для ознакомления, кроме случаев, прямо закрепленных законодательством.

Должностные лица не связаны решениями, принимаемыми общественными объединениями. Никто не может без разрешения служащих обнародовать информацию о предварительном следствии и проверках до их окончания. Невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, уклонение от явки по вызову влекут ответственность, определенную законом.

Права

Для реализации задач, прокуроры могут участвовать в заседаниях органов представительной и исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также территориальных структур власти. Они могут привлекаться к рассмотрению протестов и представлений, внесенных ими.

Генпрокурор и служащие, подчиненные ему, координируют деятельность, направленную на борьбу с преступностью органов ВД, ФСБ, ФТС и иных правоохранительных структур.

Для обеспечения реализации соответствующих полномочий организуются совещания, создаются рабочие группы, запрашивается статистическая и иная информация, осуществляются иные мероприятия, согласно Положению, утвержденному Президентом.

Дополнительно

Прокурор при возникновении в ходе реализации своих задач необходимости совершенствования существующих нормативных актов может внести в органы, наделенные законодательной инициативой, соответствующего, а также нижестоящего уровня предложения о дополнении, изменении, принятии, отмены правовых документов.

Данное право делает служащих активными участниками нормотворчества. В органах прокуратуры осуществляется рассмотрение и разрешение обращений, заявлений, жалоб, содержащих информацию о нарушении законодательных положений. Решения, принимаемые должностными лицами, не препятствуют реализации лицами их права на предъявление исков в суд.

При этом установлен определенный порядок подачи заявлений в прокуратуру. Решения по жалобе на определение, приговор, постановление суда может оспариваться. Соответствующее заявление направляется исключительно вышестоящему прокурору. Законодательство предписывает служащим составлять мотивированный ответ на жалобу или иное обращение.

В случае отказа в удовлетворении заявления, лицу его направившему, должны разъясняться правила обжалования такого решения, порядок, в соответствии с которым ему надлежит требовать судебной защиты, если это предусматривается нормами.

Прокурор, согласно предписаниям законодательства, принимает необходимые меры для привлечения субъектов, совершивших нарушение, к ответственности. Нормативными актами не допускается пересылка жалобы в орган либо должностному лицу, действия или решения которых оспариваются.

Источник: https://FB.ru/article/295938/osnovnyie-funktsii-i-zadachi-prokuraturyi

Законы и акты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: